Светлана Толстых
Организация работы методической службы ДОУ по созданию условий для возникновения познавательного интереса у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колосок»
"Организация работы методической службы ДОУ по созданию условий для возникновения познавательного интереса у детей.
Старший воспитатель МКДОУ: С. П. Толстых
2018 год
Одной из задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка. Как известно, в основе любой деятельности ребёнка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Важность дошкольного детства как сенситивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах учёных (Н. В. Абрамовских, М. И. Лисиной и др.). Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Известно, что ребёнок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребёнка, наличия определённых знаний.
Темочки:
В нашем дошкольном учреждении МКДОУ «Детский сад № 8 «Колосок» функционирует методическая служба. Главное в методической работе, это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Методическая служба в своей работе руководствуется законодательной базой, нормативно-правовыми документами и локальными актами, определяющими развитие дошкольного образования:
- Концепция о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;
- Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;
- Закон об образовании Ставропольского края
- Образовательная программа дошкольного образования;
- Локальные акты МКДОУ (Устав, правила внутреннего трудового распорядка);
- постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
В методическом кабинете МКДОУ имеется методическая и детская литература по познавательному развитию, познавательные сказки, энциклопедии.
Методическая литература :
* О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»
* О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»
* С. Н. Николаева «Юный эколог»
* Н. П. Рахманова, О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
* Н. Г. Комратова «Мир в котором я живу»
* Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии»
* Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»
* В. А. Шишкина М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.
Дидактический и демонстрационный материал по познавательному развитию.
* наборы картинок: «Насекомые», «Космос», «Наш дом», «Птицы», «Комнатные растения», «Домашние животные» и др.
* наглядно-дидактические пособия: «Времена года», «Деревня», «Растительный мир», «Животные Арктики и Антарктики», «Комнатные растения», «Деревья и листья», «Откуда хлеб пришёл» и др.
Литература по опытно-экспериментальной деятельности:
* П. А. Ермалаев «Занимательные опыты»
* В. Н. Булгакова «Увлекательные опыты с водой»
* Л. В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно»
* Л. А. Королёва «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
* «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
* И. С. Батова «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» и др.
Литература для детей :
* Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки»
* И. Б. Кочанская «Полезные сказки»
* Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки»
* Елена Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках»
* энциклопедия «Живой мир»
* энциклопедия «Всё обо всём» - животные
* энциклопедия «Транспорт»
* А. Макаренко «Увлекательные рассказы дядюшки Прохора, или путешествие по Кавказским Минеральным водам»
* А. Макаренко, Л. Соболева «Прогулки по Ставропольскому краю» и др.
В образовательной программе МКДОУ «Детский сад № 8 «Колосок», в содержательном разделе описываются задачи образовательной области «Познавательное развитие», а также методическое обеспечение, формы, способы, методы и средства реализации. Модель реализации деятельности взрослых и детей в МКДОУ в образовательной области «Познавательное развитие», образовательные программы и технологии.
Основной целью раздела «Региональный компонент» является развитие нравственной культуры детей, формирование ценностных ориентаций средствами приобщения детей к истории Ставропольского края, его культуры и природы.
В анализе работы МКДОУ «Детский сад № 8 «Колосок» обязательно проводится анализ работы по образовательной области «Познавательное развитие», где описывается работа по формированию познавательного интереса у детей, проводится диагностика освоения образовательной области на начало и конец учебного года.
В образовательных программах педагогов МКДОУ «Детский сад № 8 «Колосок» тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя темы ООД:
«Наш край», «Планета Земля. Космос», «Комнатные растения», «Весна шагает по планете», «Природа и мы», «Планета в опасности», «Как звери готовятся к зиме», «Кто охраняет окружающую среду», «Царство растений» и др.
По экспериментальной деятельности темы ООД:
«Маленькие исследователи», «Свойства бумаги», ««Свойства песка, глины, камней», «В мире материалов» и др. В группах составлен план опытно-экспериментальной деятельности.
Цель развития ребёнка – развитие его как целостной личности. Педагогический коллектив МКДОУ должен идти к этой цели через организацию взрослыми ведущей игровой, и других видов детской деятельности. Главная методическая задача – помочь педагогу перейти к этой деятельности. Не развивающийся педагог никогда не сможет воспитать творческую, созидательную личность. Нужно так организовать работу, чтобы она была эффективной.
Работа по образовательной области «Познавательное развитие прослеживается и в плане работы МКДОУ «Детский сад № 8 «Колосок», одной из годовых задач на 2017-2018 учебный год взята задача «Развитие познавательных интересов у детей через выполнение творческих заданий, поисково-исследовательской деятельности и их практического применения при взаимодействии с окружающим миром. В рамках реализации годовой задачи в апреле будет проведён педагогический совет «Опытно-исследовательская деятельность – источник формирования осознано-правильного отношения ребёнка дошкольника к природе». В ходе подготовки к педсовету будет проведена тематическая проверка «Состояние работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду». Планируются методические мероприятия :
*деловая игра «Всё интересно, что неизвестно»
*презентация опыта работы по теме «Формирование положительного отношения к познавательной деятельности» - воспитатель средней группы «Василёк» Иченских О. Е.
*обмен опытом по теме «Эксперименты с объектами живой и неживой природы и установление причинно-следственных связей» - воспитатель старшей «Фиалка" Гайдукова Н. П.
*семинар-практикум «Метод мыслительная карта» в работе с детьми дошкольного возраста.
*конкурс мультимедийных презентаций «Мои первые открытия
*конкурс для старшей и подготовительных групп «Лаборатория Почемучки»
*открытые просмотры ООД.
В процессе индивидуальной работе с педагогами проводятся:
*индивидуальные консультации по интересующим их вопросам;
*анкетирование с целью определения педагогической компетенции каждого педагога по проблеме познавательного развития детей.
* педчас «Использование в работе по познавательному развитию педагогической технологии Н. Е. Вераксы «Путешествие по реке времени»
Для молодых педагогов были проведены деловые игры «Готовы ли вы к будущей профессии», «Опыт + Молодость = Успех».
Грамотно организованная предметно-игровая среда в группах способствует тому, что дети получают разную информацию. Ребенок, играя, пытается установить причинно-следственные связи, экспериментирует, ребёнок стремится к знаниям. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей.
В каждой возрастной группе согласно возрасту организована предметно-пространственная среда для познавательного развития детей :
средняя группа старшая группа «Фиалка»
«Василёк»
подготовительная группа подготовительная группа
«Родничок» «Колокольчик»
1-я младшая группа «Солнышко»
Педагоги МКДОУ № 8 «Колосок» пополняют предметно-пространственную среду
не только печатными методическими пособиями, но сделанными своими руками,
создают картотеки дидактических игр и опытов, пополняют экспериментальные
лаборатории.
периодически оформляются цветники и огороды на окне:
Готовятся папки передвижки:
Педагогами планируется и ведётся работа над проектами по познавательному развитию :
* "Во саду ли в огороде»
* «Весна-красна»
* «Золотые краски осени»
*«Зимушка-волшебница»
* «Природа и дети»
* «Лаборатория любознательных гномов»
* «Развитие познавательной деятельности дошкольников»
* «Народная культура и обычаи»
* «Комнатные растения наши друзья» и др.
Однако работая над оформлением проектов, допускаются ошибки, нет единого плана оформления проектов. Работу по консультированию педагогов по работе над оформлением проектов необходимо продолжить.
В МКДОУ детский сад «Колосок» существует три основные формы обобщения опыта: открытый показ, рассказ, презентация.
Организуя открытый показ, ставится несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми, презентация инновационных приёмов работы с дошкольниками и т. д. В связи с этим представление педагогического опыта через открытый показ предполагает определённую работу методической службы, формы организации бывают разные. До начала просмотра рассказывается о системе работы воспитателя, и предлагаются вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Рассказ и презентация используются при выступлениях на педсоветах, консультациях и других формах методической работы.
Не стоит забывать про контроль. Именно эта функция обеспечивает такую обратную связь, которая помогает выявить недостатки, а работе, установить их причины и наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности педагогического коллектива.
В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса.
В МКДОУ проводится тематический контроль
* по созданию условий для воспитательно-образовательной работы с детьми по познавательному развитию.
* посещение занятий, изучение педагогического процесса, его объективная оценка, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы.
* оценка уровня профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие»
* планирование работы по познавательному развитию.
* работа с родителями по познавательному развитию.
Рекомендации:
1. Воспитателям всех возрастных групп чаще проводить с детьми опыты и исследования в повседневной жизни;
2. В средних, старшей и подготовительных группах систематически вести дневники наблюдений;
3. При планировании образовательного процесса указывать конкретные цели экспериментальной работы с детьми.
4. Старшему воспитателю провести с педагогами педчас по оформлению проектов.
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении непрерывного, всестороннего развития воспитанников обуславливает наличие комплекса взаимосвязанных форм методической работы с родителями : родительские собрания, консультации по интересам семьи и проблемам семейного общения; использование активных методов работы с ними (анкетирование, анализ проблемных ситуаций, конкурсы, деловые игры, привлечение родителей к участию в конкурсах, соревнованиях, выставках.
Конкретные дела в стенах дошкольного образовательного учреждения всегда значимы для ребенка. Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.
Педагоги МКДОУ подготовили консультации для родителей:
* «Учите детей любить природу»
* «Чудеса природы»
* «Учим детей одеваться соответственно времени года»
* «Безопасное поведение в природе»
* «Какие растения живут у вас дома»
* «Учим детей наблюдать» и т. д.
Проведены акции:
*«Лучший скворечник»
*«Подари цветок детскому саду»
* «Украсим участок» и др.
Экологический КВН «Защитники природы»
Семинар – практикум для родителей на тему: «Учим детей думать, размышлять, мыслить».
В методическом кабинете оформлена выставка литературы и материалов методических мероприятий : "Это интересно знать”, "Новинки”, «В помощь воспитателю». Продолжать работу по познавательному развитию необходимо, так как дети маленькие, пытливые исследователи.