Ирина Волкова.
Использование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
Различают следующие виды сказок :
1. Дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
Публикация «Использование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДОО» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Художественная: способствует воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, ответственности и т. д.
3. Диагностическая: позволяет определить характер ребенка, и его отношение к тому, что его окружает;
4. Профилактическая: сказки для чтения, служащие по преодолению различных состояний малыша (преодоление страхов, обретение уверенности и др.);
5. Медитативная : формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Задачи сказкотерапии : снижать уровень тревожности и агрессивности у детей; развивать умения преодолевать трудности и страхи; выявлять и поддерживать творческие способности; формировать навыки конструктивного выражения эмоций; передавать ребенку основные жизненные принципы и закономерности; расширить эмоционально-поведенческие реакции; сплотить группу, развивать чувства взаимопомощи и поддержки; развивать память; отрабатывать произвольное внимание.
В занятия сказкотерапией включаю как известные сказки, так и придуманные. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.
Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно. Положительный результат от занятий дополнительно достигается особой подачей сказочного материала, где используется все разнообразие и мимических средств.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в
дошкольном возрасте является театрализованные игры. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый - преодолеет неуверенность в себе. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать -для детей это настоящее чудо!
Индивидуальное выполнение различных творческих заданий в игровой форме приводит к простейшим умозаключениям, помогает детям самостоятельно проводить анализ выполненной работы, сравнивать и сопоставлять сюжеты и постановки. Мой опыт работы показал, что театрализованную деятельность можно использовать во всех возрастных группах, как на занятиях, так и вне них.
Перед постановкой прочитали сказку Самуила Маршака «Сказка о глупом мышонке». Побеседовали о героях сказки (ребенок рассказывает все, что знает об этих персонажах (как они выглядят, как говорят, как двигаются). Затем приступаем к разыгрыванию сказки.
Вспоминаем песенку «Жили у бабуси два веселых гуся». Поем ее и проинсценируем (проигрываем). Затем задаю вопросы. «Какая бабуся? Любила ли бабуся своих гусей? Что мы знаем о гусях? Какие особенности у гусей? (Длинная шея, красный клюв и т. д.) «Как называют маму, папу и малыша из этого семейства?»
Продолжаем: «Гуси – разумные птицы, помните, как говорится в стихотворении: «Гуси, гуси. Га –га-га. Есть хотите….»
Продолжаем: «А еще у бабуси живет серенький козлик. Причем он будет таким, каким придумаете его вы, а не упрямым, как в песенке «Жил был у бабушки серенький козлик», от которого остались рожки да ножки.
Предлагаю рассмотреть козлика. «У него есть серая шубка, маленькие рожки, короткий игривый хвостик. Как зовут маму и папу козленка? Представители этого семейства любят бодаться и т. д.
Сравниваем с ребенком всех, кто живет у бабуси: «Какого они цвета, сколько у них ножек, чем питаются, чем похожи с волком и чем отличаются».
Сказкотерапевтическое занятие включает в себя:
1. Приветствие. Вхождение в сказку (создание эмоционального настроя на занятие и привлечения интереса к нему. Очень важный момент, момент волшебства, таинства).
2. Основная часть. Решение сказочной задачи, игры-беседы с персонажами сказки, игры-драматизации, игры с загадками, продуктивная деятельность, мини-этюды с релаксацией. Все слова детей, все их движения являются успешными. Их нужно поощрять.
3. Прощание. Рефлексия, выход из сказки. В сказке всегда хороший конец. Это дает ребенку чувство защищенности. Что бы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.
Заканчиваю работу с детьми по сказкотерапии релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное педагогом. Это дает им возможность усвоить полученную информацию, снимает возбуждение от активной деятельности, готовясь к свободной деятельности. Обязательным условием завершения сказкотерапии является совершение детьми каких-либо символических действий или произнесения волшебных слов. Это позволяет им более легко перейти к обычным действиям и мотивирует их на участие в новом занятии по сказкотерапии.