Анастасия Кузнецова
«Музыкальный спектакль как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальный спектакль, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»
Сегодня музыкальные спектакли ставятся на многих театральных площадках. Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка: интересные сюжеты, захватывающая музыка, необыкновенные танцы.
Публикация «„Музыкальный спектакль как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников„» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Музыкальный спектакль -одно из самых модных направлений современного музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. Музыкальный спектакль - это сокращенная форма понятий мusical comedy(музыкальная комедия) и мusical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление).
Почему же спектакль, да еще и в детском саду! Такой вопрос в мой адрес прозвучал неоднократно. Постараюсь ответить на него и показать сложный, но очень интересный и захватывающий процесс его создания.
Но как воплотить этот жанр в дошкольном учреждении? Ведь в области дошкольного музыкального воспитания музыкально-театральная деятельность детей представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.
Традиционный «праздник» в детском саду представляет собой тематический концерт, состоящий из песен, танцев и стихов, или музыкальный спектакль из тех же элементов. Но хочется постоянного совершенствования в своем деле, и именно поэтому я искала инновационные формы и методы в сфере музыкального образования дошкольников.
Поэтому меня и заинтересовала новая для детей театральная постановка музыкального спектакля. Музыкальный спектакль – это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Это настоящий музыкальный театр!
Предпосылками успешности занятий детей музыкальным театром являются : высокий уровень их восприимчивости, чувственно-образный характер детского мышления, а также предрасположенность ребят к творчеству во всех его проявлениях.
Цель: гармоничное развитие творческой личности, формирование внутреннего мира и самопознания, развитие естественных музыкальных способностей учащегося.
Задачи.
1. Образовательные:
• формирование навыков владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестами, походкой);
• развитие навыка импровизации у дошкольников;
• активизация познавательных способностей.
2. Развивающие :
• развитие активного восприятия музыки посредством музыкального театра;
• активация процессов внимания, памяти, воображения;
• появление четкости дикции;
• раскрытие эмоциональной сферы ребенка;
• постановка речевого дыхания;
• развитие любознательности и кругозора учащегося.
• владение голосом, выразительной речью
• развитие вокальных данных.
3. Воспитательные:
• воспитание художественного вкуса у ребенка;
• пробуждение интереса к театральному искусству;
• проявление самостоятельности в выборе средств при создании образа;
• формирование духовной культуры и развитие нравственности ребёнка;
• приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
• формирование этических норм через отношения в учебном процессе.
Формы реализации проекта:
-НОД;
-игры (сюжетно-ролевые, речевые, подвижные);
-упражнения по дикции;
-упражнения на развитие мимики, пластики.
-беседы, общение;
-индивидуальная работа;
-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
-использование мультимедийных презентаций;
-просмотр кинофильма;
-прослушивание и проигрывание аудиосказки;
-работа с родителями.
План работы по реализации проекта.
Основная работа проходит в форме непосредственной образовательной деятельности, а также в ходе кружковой работы. Вся деятельность по постановке музыкального спектакля рассчитана на три этапа. Сейчас предлагаю вашему вниманию рассмотреть этапы работы над музыкальным спектаклем по сказке «Золотой ключик или приключение Буратино».
1 этап – Целью первого этапа является - мотивации к театрализованной деятельности, накопление детьми впечатлений, анализ характера каждого персонажа.
Начинали работу со знакомства с либретто, родителям воспитанников было рекомендовано просмотреть дома кинофильм «Приключения Буратино» 1975 года выпуска. Затем мы обсуждали характеры персонажей (Буратино –озорной, ленивый, Мальвина – умная, дисциплинированная). Далее мы познакомили детей с музыкальным материалом : аудиосказкой Алексея Толстого — «Золотой ключик или приключения Буратино» и, побеседовали о том, что есть общего и чем отличается кинофильм и аудиосказка, проанализировали схожесть характеров героев (Кот Базилио и лиса Алиса- отрицательные герои, преследуют одну цель- обмануть, Артемон и Мальвина – положительные герои, ответственные, любят учится, хорошо воспитаны). Для меня было удивительно, что дети, после анализа характера героев, смогли самостоятельно отличать положительных и отрицательных героев по музыкальному материалу.
2 этап – На втором этапе большое внимание уделяли развитию голоса и речи (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, вокальной работы). Работали над созданием игрового образа (развитие наблюдательности, выразительности движений: мимики и пантомимики, использовали игры на координацию речи и движений («Солнышко», «По тропинке по дорожке»….)
Картотека игр представлена «Речь с движением».
Целью второго этапа: развитие у детей базовых психических процессов, творческих способностей детей.
3 этап – Целью третьего этапа является формирование способности общаться со зрителем, ребята осваивают «азбуку» культуры поведения в театре, как зрителей, так и артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнерства (чувству локтя, учатся двигаться и ощущать пространство «сцены» (по одному и в коллективе). Учатся слышать и чувствовать аккомпанемент (фонограмму) и подстраиваться под него.
Первую половину этого этапа, мы проводили индивидуально под фортепиано. Главная задача состояла в том, чтобы добиться чистоты интонации, ритмической четкости и выразительности фразировки. Далее мы использовали фонограмму и начала создаваться драматургия спектакля. Дети по-новому услышали уже знакомую музыку и активно включились в процесс. На данном этапе разучили диалоги героев сказки, песни, разыгрывали сценки для постановки драматизации.
На этом же этапе мы занялись постановкой танцев. Музыкально – ритмические движения подсказывала сама музыка, которая к этому времени была уже достаточно известна детям. Особое внимание уделялось одной из главных составляющих жанра – движению с одновременным исполнением песен. На этом этапе ярко проявилось танцевальное творчество детей (дети придумывали движения самостоятельно, затем использовали в мюзикле).
Подготовка и постановка спектакля проходит через все виды детской деятельности и имеет взаимосвязь с образовательными областями такими как:
1. Физическое развитие – развитие физических качеств, двигательного творчества для овладения музыкально – ритмической деятельностью.
2. Речевое развитие – развитие свободного общения, эмоциональности, внимательности к собеседнику.
3. Познавательное развитие – расширение кругозора детей в области музыки : подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений, речи, подобраны и разучены творческие номера – песен, танцев к спектаклю.
4. Социально – коммуникативное развитие – формирование первичных представлений о себе, о своих чувствах, эмоциях при взаимодействии друг с другом.
5. Художественно – эстетическое – развитие эстетического восприятия, закрепление знаний о видах искусства (литература, театр, музыка, кино)
Без эффективного взаимодействия участников образовательного процесса мы не могли бы добиться таких результатов
Это и воспитатель, который знакомит детей с художественными произведениями, педагог – психолог, который помогает детям раскрепоститься и свободно чувствовать себя на сцене; учитель – логопед, который работает над правильностью произношения; родители воспитанников, с помощью которых созданы многие костюмы и декорации,
В результате нашей работы:
1. Дети познакомились с понятием «музыкальный спектакль как вид искусства», с правилами поведения в театре.
2. У детей сформировались начальные навыки театрального мастерства: умение перевоплощаться, свободно и раскрепощено общаться, уметь передавать характеры героев голосом, мимикой, движением.
3. Постепенно начинает развиваться сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, коммуникабельность, сплочение детского коллектива.
Главное, что наши воспитанники активно и с интересом участвует в постановке мюзикла, выразительно передают образы, проявляют творческую активность.
Итогом нашей работы – выступление, настоящий маленький музыкальный театр в детском саду.