Олеся Михайловна Кулинич
Профессиональные конфликты
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликты, возникающие в области отношений людей при выполнении ими профессиональных функций в процессе труда, могут быть определены как профессиональные конфликты. Здесь следует добавить, что конфликт в трудовой деятельности только тогда становится профессиональным, когда общие интересы, связанные с реализацией совместной деятельности на производстве оборачиваются на личные интересы сотрудника.
Публикация «Профессиональные конфликты» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Профессиональный конфликт имеет свои характеристики практически по всем основаниям. Так, по способу разрешения, конфликты, возникающие на профессиональной почве, могут быть как насильственные (т. е. существующие противоречия разрешаются либо в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, либо отказ всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте, так и ненасильственные (т. е. противоречия разрешаются с помощью некого компромисса).
В зависимости от направления воздействия профессиональные конфликты могут быть вертикальные (между начальником и подчиненным, вышестоящей организации и предприятием) и горизонтальные (между руководителями одного уровня, между специалистами).
По степени выраженности профессиональные конфликты выступают как открытые (присутствует явно выраженное столкновение оппонентов) и скрытые (отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия).
По количеству участников конфликты на профессиональной почве делятся на внутриличностные (суть противоречия состоит в столкновении внутри личности противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, межличностные (столкновение индивидов между собой, межгрупповые (конфликты между различными группами, в которых затрагиваются интересы людей в профессиональной сфере).
В зависимости от затронутых потребностей профессиональные конфликты представляют собой когнитивные (конфликт взглядов, знаний, точек зрения) и конфликты интересов (противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов).
Отечественные ученые (Морозов А. С., Фрыгина Н. И., Гришина Н. В., Здравомыслов А. Г., Донцов А. И., Ершов А. А. и др.) посвятили немало прикладных исследований и разработок изучению профессиональных конфликтов, но многие из них ограничиваются рассмотрением таких проблем как психологический климат в рабочих группах, стиль руководства, мотивация трудовой деятельности, решение задач управления и т. п. Гораздо меньшее внимание уделялось отдельному человеку, его жизни в организации, стилю взаимодействия с окружающими людьми.
Причины конфликтов, возникающие на профессиональной почве, тесно связаны с мотивами, побуждающими человека к трудовой деятельности.
Первая причина основана на мотиве заработной платы. Как отмечал один из наиболее выдающихся представителей либерального направления в экономической науке Адам Смит: ”Человек всегда должен иметь возможность существовать своим трудом и его заработная плата должна, по меньшей мере, быть достаточной для его существования”[6]. Действительно, работник заинтересован в величине зарплаты, в свою очередь интерес предпринимателя состоит в качестве и количестве труда, в уровне квалификации самого работника и в обеспечении его заинтересованности и ответственного отношения к исполняемым обязанностям.
Вторая причина профессионального конфликта проявляется в неудовлетворенности человека условиями труда. Наиболее престижные работы связаны с высокой квалификацией, достигаемой в результате многолетнего опыта и соответствующего запаса знаний. Наряду с заработной платой работников интересуют фирмы, предприятия, предоставляющие полный пакет социальных услуг (медицинская страховка, оплачиваемый проезд, питание, больничный, отпуск, удобный график работы, содержание работы связанное со специальностью, возможность карьерного роста.