Лучший педагог года

Тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»

Виктория Нарежная
Тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении, проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Синдром «выгорания» – весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Публикация «Тренинг „Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения“» размещена в разделах

Цель: знакомство педагогов с понятием «профессиональное выгорание», анализ педагогами собственных источников негативных переживаний, снятие напряжения, выявление наличия или отсутствия данного синдрома у себя, освоение методов профилактики синдрома эмоционального выгорания, освоение методов и приемов помощи самому себе и своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.

Задачи:

1. Обучение педагогов выявлению наличия или отсутствия синдрома профессионального выгорания.

2. Обучение педагогов методам снятия напряжения.

3. Обучения педагогов методам профилактики синдрома профессионального выгорания.

4. Обучение педагогов навыкам самоанализа.

Возраст участников: 24-58 лет.

Количество участников: 20 человек.

Пол участников: Женский.

Место проведения: просторный зал.

Продолжительность тренинга: 40-50мин

Правила тренинга:

1. Отключить мобильный телефон. Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

2. Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

3. «Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

4. «Правило круга». Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

5. «1 микрофон». Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

6. «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

7. Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.

Ход тренинга

БЛОК 1: Представление о профессиональном выгорании

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников социальной сферы

По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.

Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, менеджеров, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических ресурсов человека.

- Упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувства о бессмысленности, безнадежности;

- Переживание чувства вины и зависимости

Список симптомов профессионального выгорания:

- Усталость, утомление, истощение;

- Психосоматические недомогания

- Бессонница

- Негативное отношение к детям, сотрудникам

- Скудность репертуара рабочих действий

- Злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, - алкоголем, наркотиками

- Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;

- Негативная «Я-концепция»

- Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение, гнев и др.)

Стадии профессионального выгорания

«Эмоциональное выгорание» возникает поэтапно. По итогам мониторинга можно сказать, какие фазы данного синдрома сформировались, и какие симптомы являются доминирующими.

Первая фаза – «Тревожное напряжение» - предвестник синдрома «эмоционального выгорания».

• Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств. Для него типично понимание трудно устранимых психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

• Симптом неудовлетворенности собой. Можно предположить, что они недовольны какими-либо своими личностными качествами или профессиональными умениями.

• ощущение загнанности в клетку.

• Крайней точкой в формировании тревожной напряженности является симптом тревоги и депрессии.

Вторая фаза – Резистенция, или сопротивление: профессионал осознанно или неосознанно стремится восстановить психологический комфорт, уменьшая влияние внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Другими словами, человек ищет любые пути выхода из стрессовой ситуации

• Симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Не проявляя должного эмоционального отношения к человеку, педагог защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства.

• Симптом экономии эмоций. Педагоги устают от профессионального общения настолько, что отказываются от любых контактов вне работы.

• Сокращение профессиональных обязанностей. В основном они упрощают деятельность, требующую больших эмоциональных затрат.

Третья фаза – Истощение. отмечается выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.

• Симптом эмоционального дефицита. Воспитатели испытывают ощущение, что не могут сопереживать окружающим. Постепенно симптом может усиливаться, в результате чего положительные эмоции заменяются на отрицательные.

• Симптом эмоциональной отстраненности. педагоги практически полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. В случае формирования данного симптома развивается эмоциональная защита, проявляющаяся в отсутствии эмоционального отклика на какие-либо события. Человек постепенно начинает работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”, который наносит ущерб профессиональной деятельности и общению.

• Симптом личностной отстраненности. В этом случае человек воспринимается не как субъект профессиональной деятельности, а только как объект для манипуляций, который обременяет своими проблемами. В этом случае, профессионал может утверждать, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

• Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма. Таким способом он спасает себя от разрушительной силы эмоциональной энергии.

Фаза стресса № СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ 1 Переживание психотравмирующих обстоятельств

2 Неудовлетворенность собой

3 «Загнанность в клетку»

4 Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ 1 Неадекватное эмоциональное реагирование

2 Эмоционально-нравственная дезориентация

3 Расширение сферы экономии эмоций

4 Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ 1 Эмоциональный дефицит

2 Эмоциональная отстраненность

3 Личностная отстраненность (деперсонализация)

4 Психосоматические и психовегетативные нарушения

Проведение методики на диагностику профессионального выгорания (приложение 1)

1. Игра «Поменяйтесь местами…»

Психолог: Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

Меняются местами, например, те кто:

-работает всю жизнь в одном учреждении;

-любит свою работу;

-любит яблоки;

-кто сейчас готовится к аттестации

-работает педагогом более 10 лет;

-кто любит детей

-мечтал быть педагогом с детства;

-кто пришёл в юбке и др.

-кто сейчас учится

-кто работает первый год

Таким образом, участники «перетасовываются».

2. «Волшебный стульчик»

Цель - формирование положительного образа другого человек.

«Нужно подойти к человеку, сидящему на волшебном стуле, положить ему руки на плечи и сказать ему что-нибудь хорошее.

Ведущий ставит в центр круга «волшебный» стул и тому, кто на нем сидит, говорят комплименты. По желанию участники группы садятся на стульчик. Если кто-то нарушит правило и скажет что-то плохое о том, кто сидит на волшебном стуле, его наказывают и временно сажают вне общего круга.

Основная часть (20 минут)

Мозговой штурм «Мой рецепт преодоления стресса».

Упражнение «Ящик с проблемами»: на листе бумаги сформулировать одну свою проблему и положить его в ящик. Перемешать их после чего каждый вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения всех ситуаций, возможно, совместными усилиями.

Упражнение «Ведро мусора»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Лужайка позитивных качеств»

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

Таблица «Помоги себе сам»

Материалы: брошюры «Профилактика эмоционального выгорания», в которой имеются данные из таблицы, предоставленной ниже.

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

«Медитация»

Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.

«В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня».

«Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).

Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).

Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза).

Сделайте глубокий вдох (пауза).

Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).

Включается магнитофонная запись.

Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.

Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Рефлексия

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).

Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.

Спасибо всем за плодотворную работу!

Анкета "Обратная связь"

1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___

3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ___

4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ___

5. Ваши мысли после занятия ___

6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т. п.) ___

Приложение 1

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда Иногда Часто Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

кто закончил отвечать на вопросы анкеты, взгляните на экран. На экране вы видите как подсчитать результаты.

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.

Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Существуют методики для более подробной диагностики эмоционального выгорания. Если Вас заинтересовала самодиагностика можно в индивидуальном порядке провести подробную диагностику. (Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (Автор В. В. Бойко, адаптация Е. Е. Алексеевой).

Публикации по теме:

Занятие для педагогов с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»Занятие для педагогов с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание» Занятия с элементами тренинга на тему: «Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО выгорания». Составила педагог-психолог Грачева Юлия Михайловна.

Консультация для педагогов «Повышение психологического комфорта ребенка в группах дошкольного образовательного учреждения» Повышение психологического комфорта ребенка в группах дошкольного образовательного учреждения Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс.

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» Задачи: 1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей. 2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная.

Консультация для педагогов «Профессиональное выгорание» Профессиональное выгорание Введение В настоящее время во всех развитых странах, в том числе и в России актуальной.

Профессиональное выгорание педагога и его профилактика Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Солдатенко Н. Д., педагог-психолог СЕМИНАР.

Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьей Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьей. Подготовила Воспитатель Аньшакова Наталия Сергеевна Санкт.

Эмоциональное выгорание педагогов В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители.

Тренинг на выгорание педагогов. Упражнение «Приветствие» (с мячом) -Здравствуйте, меня зовут Мария. Я работаю педагогом – психологом в детском саду и т. д Упражнение.

Тренинг «Эмоциональное выгорание». Практические упражнения I.Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 07:57
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Нарежная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД