Оксана Жданюк
Профессионально-педагогические умения и личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более — сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет?
Публикация «Профессионально-педагогические умения и личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада» размещена в разделах
Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.
Деятельность педагога, по мнению Адольфа Дистервега, оказывают развивающее влияние на воспитанников.
Константин Дмитриевич Ушинский был убежден, что многое в обучении и воспитании зависит от педагога.
Шалва Александрович Амонашвили в своих работах подчеркивал, что гуманистическая позиция педагога должна состоять в принятии воспитанника таким, какой он есть.
Василий Александрович Сухомлинский, педагогом по призванию, по его мнению, становится тот, кто безгранично верит в человека, в доброе начало в нем.
Согласно В. А. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен :
• любить детей – это самое главное
• заботиться о них
• уважать личность каждого ребёнка и верить в него
• знать душу каждого малыша и понимать её
• трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
• оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
• стать настоящим другом каждому ребёнку.
Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.
1. Требования к современному педагогу в аспекте основных сторон педагогической деятельности.
1.1. Личность педагога
По словам Каптерева П. Ф., личность педагога в обстановке обучения занимает первое место, те или другие его свойства повышают или понижают воспитательное влияние обучения [1].
Для современных исследователей Н. В. Кузьминой и ее школы, А. К. Марковой, С. В. Кондратьевой, В. А. Кан-Калика, Л. М. Митиной и других, проблема свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
А. К. Маркова выделила три основные стороны труда педагога:
-собственно педагогическая деятельность,
-педагогическое общение,
-личность педагога [1].
В начале 21 века Каптерев П. Ф. выделил факторы педагогической деятельности:
1) личностные – нравственно-волевые качества;
2) специальные свойства:
а) объективные – степень научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании, а также знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учитель имеет дело;
б)субъективные – это преподавательское искусство.
По Коджаспировой Г. М. педагогическая направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении [1].
Структура педагогической направленности:
1. Направленность на ребенка (и других людей, связанная с заботой, интересом, любовью, содействием, развитию ребенка и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2. Направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании, самореализации в сфере педагогического труда;
3. Направленность на предметную строну профессии учителя, содержание учебного материала.
Козлова С. А., Куликова Т. А. считают самым важным для современного педагога высокую общую и профессиональную культуру, интеллигентность, моральную чистоту и гражданскую ответственность, а также эмоциональную устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательную доброту, душевную щедрость, справедливость, организованность и прочее [2]. Исследователи видят одной из способностей профессии педагога большую нагрузку на психофизиологический аппарат, а потому, важным профессиональным качеством и работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность [2].
Коджаспирова Г. М. дополняет эти личностные качества аттракцией (социальной установкой на уважение к человеку, способностью к потребностям учащихся (восприимчивости к ним, способностью к рефлексии (самоанализу проделанных шагов, креативностью (способностью к творчеству, экстравертностью (раскрытостью к общению с людьми, эмоциональной устойчивостью, оптимизмом, способностью к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания, развитым профессионально-педагогическим мышлением, умением придавать личностную окраску преподавания, умением создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащихся прежде всего своим личным примером, владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми, личностной самостоятельностью учителя, педагогическим тактом [1]. Эмоциональная гибкость – гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости [1].
Коджаспирова Г. М. также говорит о феномене педагогической культуры, интегрирующем личностные и профессиональные качества учителя. Как совокупности высокого уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей [1]. Компонентами педагогической культуры являются педагогическая направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и компетентность.
Л. М. Митина составила совместную модель личности педагога в контексте схемы А. К. Марковой «деятельность-общение-личность», состоящую из пяти профессионально значимых качеств в двух группах способностей (по Н. В. Кузьминой) [1] :
В своем исследовании Л. М. Митина выделила более 50 личностных свойств учителя (от профессионально значимых, до собственно-личностных характеристик) [1] : вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка, самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, порядочность, патриотизм, справедливость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.
Заключение
Одной из важных составляющих подготовки будущих педагогов, по мнению исследователей, в том числе и Пидкасистого Л. И., является усвоение ими представление о тех личностных характеристиках, которыми они должны обладать в свете современных научных и социальных требований.
Многие исследования посвящены изучению личных качеств педагогов, способствующих максимально эффективному, профессиональному, близкого к идеалу выполнения деятельности педагога во всех ее аспектах, выделенных А. К. Марковой – личности педагога, педагогического общения и педагогической деятельности [2].
Педагогическая направленность должна быть присуща и объективным и субъективным характеристикам личности педагога (его знания, умения и искусство, творчество, талант, его психологические установки, его «Я-концепция», его психологическая позиция. Педагогическая направленность и в отношении детей, и в отношении себя, и предметной стороны профессии.
Будучи представителем своей профессии, педагог должен обладать высокой профессиональной культурой, интеллигентностью, моральной чистотой. Гражданской ответственностью, а также эмоциональной устойчивостью, психологическими ресурсами достижения успеха в реализации себя.
Многие исследователи приводят разнообразные классификации индивидуальных стилей обучения, общения педагогов, проецирующих глубокую мировоззренческую заинтересованность, направленность личности педагога на осуществление всех компонентов педагогической деятельности, на осуществление педагогического общения – основной формы, взаимодействия с воспитанниками, на становление личности которых она призвана влиять.
Во многом на эффективности педагогической деятельности сказываются и также глубокие личностные характеристики педагогов, как его профессиональное самосознание, «Я-концепция», самооценка, причем, отмечено, что во многом совершенствованию деятельности способствует именно такой сплав, при котором профессионал всегда чувствует созидательную неудовлетворенность, актуализирующую его творческий потенциал.
Список использованной литературы
1. Коджаспирова Г. М. Педагогика – М:Гардарики, 2004 г. – 567с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М. :Издательский центр «Академия», 2002 -426с.
3. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. психология затрудненного общения – М:2001 – 250с.
4. Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. и др. Психология развития/Под редакцией Т. Д. Марцинковской – м. :»Академия», 2005- 528с.
5. Пидкасистый П. И., Педагогика – м. :Педагогическое сообщество России, 2001 -526с.
6. Психология: Словарь/Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М. :Политиздат, 1990 – 494с.
7. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология – Спб:Питер –Ком, 1999
8. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология – Ростов-на-Дону:Феникс, 2003 – 326с.