Виктория Мухина
Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее пред-ставителей. Именно в ней воспитатель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Публикация «Профессионально обусловленные требования к культуре педагога» размещена в разделах
Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоз-зрение, идеалы. В позиции педагога проявляется его личность, характер соци-альной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя (воспитателя).
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер. Педагог может выступать в качестве:
- информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д. (например, надо быть честным);
- друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчика, если использует осторожное уговаривание;
- просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
- вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрица-тельные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, пре-вращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т. п.
Совокупность профессионально обусловленных требований к воспитателю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психо-физиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняю-щих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии воспитателя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В. А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.
А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникатив-ные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре лич-ности воспитателя должны быть выделены общегражданские качества, нрав-ственно-психологические, индивидуально-психологические особенности, практи-ческие умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилиза-ционные, развивающие, ориентационные, общетрудовые (конструктивные, орга-низаторские, исследовательские, коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий, самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).
Воспитатель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непре-рывное общее и профессиональное развитие воспитателя нового типа, которого характеризуют:
1) Высокая гражданская ответственность и социальная активность;
2) Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
3) Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
4) Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагоги-ческого мышления, готовность к созданию новых ценностей и при-нятию творческих решений;
5) Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
6) Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособ-ность.
В структуре личности воспитателя особая роль принадлежит профес-сионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности воспитателя включает интерес к профессии воспитателя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направ-ленности является интерес к профессии воспитателя, который находит свое выра-жение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего воспитателя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.
Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим воспитателем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профес-сиональной непригодности будущего воспитателя.
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность воспита-теля. Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность.
Руководствуясь чувством педагогического долга, воспитатель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя свое-образному кодексу педагогической морали.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность воспитателя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Воспитатель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профес-сиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопо-жертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педа-гога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.
Взаимоотношения воспитателя с коллегами, родителями и детьми, осно-ванные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, сос-тавляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения воспитателя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастер-ства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.