Лилия Лугинова
Профессиональная компетентность педагогов ДОО как условие обеспечения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение качества дошкольного образования, приведение его в соответствии с государственными стандартами – важнейший приоритет современного этапа развития российского образования. Официальные документы, в которых определяется развитие системы образования в Российской Федерации, содержат утверждения об объективной потребности повышения внимания государства и общества к дошкольному образованию. Образование (в частности, дошкольное) в последние годы стало объектом особо пристального внимания со стороны государства, о чем свидетельствуют факты принятия важных нормативно-правовых документов: прежде всего, Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Публикация «Профессиональная компетентность педагогов ДОО как условие обеспечения качества дошкольного образования» размещена в разделах
Одним из основных направлений реформирования дошкольного образования принято считать управление его качеством. Качеством дошкольного образования в значительной степени определяется качество последующих уровней системы образования. Сказанным определяется то, что поиск направлений совершенствования системы качества образования в дошкольных образовательных организациях – социально-значимая проблема, стоящая перед педагогической теорией и практикой.
Обобщенное понятие качества образования представлено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
С вступлением в силу этого закона дошкольное образование обрело статус : первый самостоятельный уровень общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвердил «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО, который вступил в силу 1 января 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) содержит обязательные требования к дошкольному образованию. Предмет регулирования стандарта – отношения в образовательной сфере, которые возникают в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт заменил собой федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые были введены в 2009 году. Новый стандарт принят с целью приведения структуры программы, а также условий ее претворения в дошкольных образовательных организациях к единым требованиям, что должно способствовать обеспечению преемственности программ дошкольного и начального образования. В Стандарте определяется статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования : в первый класс школы воспитанник дошкольной образовательной организации должен прийти с определенным уровнем развития. Педагоги дошкольного образования стоят перед сложной задачей обучения и развития детей в соответствии со стандартами, но, тем не менее, учитывая индивидуальность каждого ребенка, в этом и состоит главная цель введения ФГОС.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н утвержден профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01 января 2015 года.
К обобщенным педагогическим функциям педагогов в профессиональном стандарте отнесена педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования.
Обсуждение профессионального стандарта педагога дошкольного образования предпринято в работах К. Ю. Белой, О. В. Бережновой.
Вышесказанное требует от педагогов дошкольных образовательных организаций проявления новых, инновационных способов профессиональной деятельности, готовности проектировать содержание образовательной программы, отбирать адекватные содержанию и возрасту ребенка современные педагогические технологии, обеспечивающие качество образования детей дошкольного возраста. Это в свою очередь требует обновления существующей системы методической работы внутри дошкольной образовательной организации
Качественное образование невозможно без педагога. Перед современными педагогами дошкольного образования в настоящее время стоит непростая задача, а именно, построить свою работу так, чтобы она соответствовала образовательному стандарту.
Изменения, которые произошли в современной системе образования в последнее время, обусловили важность повышения квалификации и профессионализма педагога, то есть, его профессиональной компетенции. Актуальность темы исследования обуславливается наличием следующих противоречий.
1. Недостаточностью уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО;
2. Низкой мотивацией и психологической готовностью педагогов ДОО к изучению, апробации и внедрению в практику прогрессивных педагогических технологий;
3. Несформированностью у воспитателей способности осознания и определения своих профессиональных возможностей, а также неумением применять их в совместной работе со всеми участниками образовательного процесса.
4. Отсутствием достаточного развития навыков самообразования и работы с научной литературой по специальности, а также с современными техническими средствами.
В настоящее время, когда происходит процесс введения в практику работы дошкольных образовательных организаций ФГОС ДО, педагоги оказываются вовлеченными в инновационный процесс, в котором имеет место обновление самого содержания дошкольного образования, модернизация форм его реализации, а также оптимизация уже введенных в педагогическую практику методов и приемов обучения детей. В связи со сказанным профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования становится особенно значима.