Пафнутова Ангелина Юрьевна
Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОО
▼ Скачать
Живя в современном мире, мы понимаем, что современный педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно быть человеком новой формации, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагога, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие, педагогическое мастерство.
Публикация «Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Я - музыкальный руководитель! Безусловно, профессионально компетентным является музыкальный руководитель, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, обучение, воспитание дошкольников.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям, задачам и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. Это особенно ценно, учитывая, что такая позиция педагога не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования.
Именно от осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации зависит эффективность реализации образовательного процесса.
Можно выделить перечень основных профессиональных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководитель в условиях ФГОС ДО, а именно:
1. Информационная. То есть передача музыкальной информации детям. Для этого музыкальному руководителю необходимо :
- иметь глубокие знания своей образовательной области, уметь приподнести знания воспитанникам в доступной форме;
- владеть культурой речи;
- профессионально исполнять музыкальные произведения, уметь доступно пояснять их содержание.
2. Развивающая. Эта компетенция предполагает умение музыкальным руководителем развивать музыкальные способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческую инициативу. Для этого музыкальному руководителю необходимо :
- обогащать детские музыкальные впечатления, вызывать эмоциональную отзывчивость на музыкальных занятиях;
- проводить диагностику музыкальных способностей воспитанников;
- использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- уметь применять все формы организации музыкальной деятельности в ДОО.
3. Мотивационная. Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Ведь когда ребенок заинтересован и увлечен, он более восприимчив к новым знаниям. Для этого музыкальному руководителю необходимо :
- знать разнообразный репертуар и находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.
- использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.
- свободно владеть ИКТ и уметь применять их в педагогической практике.
4. Ориентационная. Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.
Музыкальному руководителю необходимо :
- сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности;
- заинтересовать детей музыкой;
- развить ощущение и понимание красоты музыки;
- развивать эстетические чувства.
5. Конструктивная. Включает в себя 3 компонента :
1) содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).
2) оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).
3) материальный (планирование РППС для проведения работы).
Музыкальный руководитель должен :
- уметь разрабатывать собственные рабочие программы, ориентируясь на основную образовательную программу ДОО, учитывая особенности и возможности детей;
- составлять перспективный план, в котором определены задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.
- составлять календарный план.
6. Организаторская компетенция предполагает проведение музыкальным руководителем консультаций как для педагогов ДОО, так и для родителей, организация кружковой работы, проведение открытых занятий, участие в педагогических советах, родительских собраниях.
7. Коммуникативная. Умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями.
8. Исследовательская. Подразумевает стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.
Музыкальному руководителю необходимо :
- изучать методическую литературу;
- внедрять в практику работы методы и приёмы обучения;
- регулярно проходить КПК, посещать РМО, семинары, конференции, круглые столы и т. д.
- уметь разрабатывать собственные программные, методические, дидактические материалы и использовать их в своей деятельности;
- участвовать в конкурсах педагогического мастерства.
На мой взгляд, такие профессиональные конкурсы, как «Воспитатель года», «Педагогические дебют» и другие являются одним из эффективных способов повышения педагогического мастерства. По своему опыту могу сказать, что конкурсы педагогического мастерства – это всегда поиск чего-то нового и интересного. Участие в таких конкурсах позволяет развивать, совершенствовать и показывать свои профессиональные умения и навыки, а также являются активным средством повышения профессиональной компетентности педагогов.
В заключении моего выступления, хочу сказать, чтобы быть компетентным педагогом, профессионалом, мастером своего дела, необходимо всегда работать над собой, постоянно узнавать что-то новое, самообразовываться, чтобы работа всегда была интересной и любимой. Для педагога главное не стоять на месте, не останавливаться на достигнутом, а продолжать ставить себе новые цели и стремиться к их достижению.