Ольга Янцен
Проектный метод в образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию?
Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.
Публикация «Проектный метод в образовании дошкольников» размещена в разделах
Взрослые должны не только уделять внимание формирование ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
2 слайд. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Переход ДОУ на проектный метод деятельности. Как правило, осуществляется по следующим этапа.
• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.
• Комплексные тематические занятия.
• Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).
• Метод проектов.
Метод проектов – можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Т. о проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
3 слайд
4 слайд Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
5 слайд Т. Е. В младшем дошкольном возрасте – решаются следующие задачи:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты,
В старшем дошкольном возрасте – это :
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап 1. формулирует проблему (цель).
(При постановке цели определяется и продукт проекта).
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежестко). 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
II этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
III этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
IY этап 9. Подготовка к презентации.
Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт.
Деятельное.
10 слайд Метод проекта можно рассматривать как 6 «П проекта»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.