МААМ-картинки

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании

Татьяна Саблина
Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Публикация «Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании» размещена в разделах

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

В нашей стране традиционное обучение строится преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на установление готовых истин. В следствии такого обучения ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. Итогом становится потеря любознательности, способности мыслись самостоятельно, что делает невозможным процессы самообучения, а следовательно и саморазвития.

Методы обучения классифицируются на репродукливные и продуктивные. К первой группе относятся методы, посредством которых учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует, или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их учащийся самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственно исследовательской, творческой деятельности. Исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения. Необходимо отметить, что в более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе, который следует рассматривать как наиболее соответствующий природе ребенка, и современным задачам обучения. В основе его лежит собственная исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний, преподносимых педагогом.

Итак, исследовательский метод-путь к знанию через творческий исследовательский поиск. Его основные составляющие:

-выявление проблем

- выработка и постановка гипотез

- наблюдения, опыты, эксперименты

-суждения, умозаключения, выводы.

Учимся видеть проблему

Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, которая заставляет остановится и задуматься. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требуются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с этой проблемой. С точки зрения развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать от ребенка, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, т. е. определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Формально это так, но реальный процесс творчества – всегда шаг в неизведанное. Поэтому выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, не стоит требовать некого осознания и формулировки проблемы.

Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и она имеет свою специфику.

Умение видеть проблему – интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и все же можно подобрать специальные упражнения:

Например, читаем детям незаконченный рассказ: «Знойное солнце опускалось за горизонт, становилось в лесу прохладнее, пламя костра то становилось ярче, то совсем потухало….» Предлагаем детям продолжить рассказ несколькими способами: Представить, что ты пошел в поход с друзьями в лес – как ты отнесешься к приближению сумерок. Затем представить, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу. Таких рассказов можно составить множество, этим мы научим детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. Или можно предложить детям следующее упражнение: Сколько значений у предмета. Показывается хорошо знакомый предмет: Карандаш, кусочек мела, газета, кирпич. Дается задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета. Поощряются самые неожиданные, оригинальные версии. В ходе выполнения данного упражнения развиваются все основные параметры креативности: оригинальность, гибкость мышления. Это задание позволит ребенку концентрировать свои мысли на одном предмете, открывать в обыденном новые возможности.

Как способ выявления проблем можно считать НАБЛЮДЕНИЕ. Наблюдение-самый популярный и самый доступный метод исследования, можно сказать – это сплав внимательности и мышления. Ребенок не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные предметы: деревья, яблоки, осенние листья, снежинки. Листья можно взять в руки, рассмотреть, можно поговорить о том, где они растут, почему опадают осенью.

Также прекрасный материал можно найти в сказках, стихотворениях. Не стоит и забывать про игры (Карусель) или про зарисовки множества сюжетов на одну и ту же тему, парные картинки, содержащие различия, разобрать хитросплетения.

Учимся выдвигать гипотезы

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, предположения. Для этого необходимо оригинальность и гибкость мышления, а также личностные качества (решительность и смелость). Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность с фактическим материалом. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и идеи.

Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез- основа исследовательского мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Вот упражнение: Давайте вместе подумаем –Почему птицы поют? Или почему самолеты летают? Почему дует ветер? Итд. Варианты могут быть самые различные и неправдоподобные.

Вот еще одно интересное задание для тренировки умения вырабатывать гипотезы:

Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов? Или Представьте что люди стали великанами или карликами. Чтобы произошло?

Учимся задавать вопросы

Каждый исследователь должен уметь задавать вопросы. Какими могут быть вопросы?

Их можно разделить на 2 большие группы:

-Уточняющие (Верно ли что… Надо ли создавать…. Должен ли)

-Восполняющие (где? Когда? Кто? Какие)

Умение задавать вопросы развивается и в задании «Найти загадочное слово»

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов Что? Как? Почему?

Вопросы так же могут быть оценочными (Что лучше? Что равильнее?)и воображаемые (Что было бы,если…Что случилось бы,если).

Учимся давать определения понятиям

Чтобы узнать, насколько у ребенка развита способность к обобщению понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых- метод определения понятий. Ребенку предлагается дать определение предмету (Что такое трамвай? Ответ-транспортное средство для перевозки людей) Это то, на чем ездят по рельзам. В первом определении мы видим фиксацию видового, во втором –на его функцию.)

Определения могут быть разными:

-явным (специфический признак объекта указывается непосредственно,)ясно, невусмысленно)

-описательным (указание на объекты, входящие в объем данного понятия)Игрушки –это куклы, машины, паровозы, ула.

- вербальное (определение понятия через другие понятия, смысл и значение которых известны) Корова - крупное домашнее животное.

Важнейшим средством развития умений давать определения являются загадки.

Напрмер: Заворчал живой замок

Лег у двери поперек (Собака)

Какими понятиями должны овладевать дети

С точки зрения исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явление, следствие, событие, зависимость, обусловленность и др. Так как без умения оперировать этими понятиями нет и не может быть абстрактного мышления.

В процессе развития и навыка исследовательского поиска необходимо использовать материал детской литературы, изобразительную деятельность детей, и другие виды художественной деятельности, опирающиеся преимущественно на образное мышление.

Необходимо также учить детей классифицировать. Всякая классификация имеет цель. Целей может быть много, поэтому одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по-разному.

Задание: Четвертый Лишний!

Яблоко, груша, помидор,банан.

Фрукты –овощи, по цвету, по форме.

Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Нужно учить детей и анализировать, выделять главное и второстепенное. Умение найти главную мысль, найти потверждающие ее факты – важнейшее качество. Обучать ему можно и нужно даже дошкольников. Для этого можно использовать схемы, стихотворения.

Учимся делать выводы, умозаключения

Умозаключения по аналогии требуют не только развитого ума, но и богатого воображения. Приведем пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме. Назовите, как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (Стекло, лед) Назовите несколько предметов, которые одновременно являются блестящими, синими, твердыми.

Еще одно задание под названием «Как люди смотрят на мир». Основная задача-помочь детям в ходе собственных рассуждений сделать вывод. Каждому взрослому известно, что по-разному все смотрят на мир, но для ребенка эта мысль не очевидна. Чтобы сделать эту мысль достоянием ребенка, нужны упражнения, стимулирующие активность в данном направлении. Можно предложить детям рассмотреть нарисованные несложные композиции из геометрических фигур, неизображающие ничего конкретного. Они должны ответить на вопрос «Что здесь нарисовано?» Педагогу необходимо фиксировать ответы детей. Ответов будет множество. Когда выделим самые интересные идеи, можно подводить итог. Попробуем подвести детей к мысли, раз правы все, то мы можем сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы дети почувствовали, как делается умозаключение.

Итак, центральное место в обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Публикации по теме:

«ФГОС в дошкольном образовании». Методическая копилка "ФГОС в дошкольном образовании" С 1 января 2014 г. введен в действие ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.

Игра в современном дошкольном образованииИгра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.

Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный.

Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании Материал отражает состояние, проблемы и перспективы развития инновационной педагогической деятельности в современном дошкольном образовании.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на сохранение, обогащение.

Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС. 1 слайд: Последние времена – это годы интенсивного обновления педагогического.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании
Опубликовано: 19 октября 2016 в 19:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Саблина (УИ 769405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД