ольга андрияшина
Проектные технологии в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Проектные технологии в экологическом восПроектные технологии в экологическом воспитании
I. Общие положения.
1. Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ города, а также на курсах повышения квалификации.
Публикация «Проектные технологии в экологическом воспитании» размещена в разделах
2. Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.
3. Проектная деятельность для педагогов – одна из форм организации воспитательно-образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.
II. Цель проектной деятельности.
Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).
III. Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности.
1. Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).
2. Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование).
3. Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление).
4. Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).
5. Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).
IV. Основные требования к использованию метода проектов.
1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения).
2. Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (групповая, парная, индивидуальная) деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
– определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
– выдвижение проектной гипотезы;
– поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
– обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и пр.);
– сбор, систематизация и анализ полученных данных;
– подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и т. д.);
– формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;
– распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т. д.).
V. Содержание проектной деятельности.
1. Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности в межаттестационный период.
2. Четкое формулирование проекта : целей и средств, программы действий.
3. Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта).
4. Внесение руководителем ДОУ корректив в образовательную программу (предполагаемые темы и типы проектов, обеспечение условий для творческого роста педагогов в сфере избранной ими темы в межаттестационный период.
5. Проведение презентации и защиты проектов (1 раз в год) и организация конкурса.
Цель презентации:
– предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
– повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов;
– обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу;
– обучение педагогов технологии проектной деятельности.
Критерии оценки:
• презентации – по технологии проектной деятельности;
• защиты – по содержанию и владению материалом представленного проекта.
6. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.
7. Консультации педагогов по проектной деятельности руководителями ДОУ.
VI. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности.
1. Составление календарно-тематического плана занятий, разработка блока совместной деятельности педагога и детей, блока самостоятельной деятельности, форм оценки результатов (промежуточных, тематических, итоговых, мониторинг качества обученности дошкольников по теме проекта.
2. Необходимое для проекта программно-методическое, материально-техническое, дидактическое обеспечение.
3. Формирование проектной группы, разработка сценария проекта.
VII. Функциональные обязанности руководителя проектной группы.
1. Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулирование концептуальной идеи, темы проекта.
2. Составление обоснования создаваемого проекта, определение конечного результата, его позитивности.
3. Детализация содержания, структуризация материала проекта и определение его объема, исследовательской роли участников проекта.
4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками его этапов.
5. Проведение консультаций с членами проектной группы, оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта.
6. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
7. Персональная ответственность за грамотное изложение содержания.
VIII. Механизм стимулирования работы членов проектной группы.
1. Обладатели лучших проектов могут быть рекомендованы для участия в педагогических чтениях, стажерских и опытно-экспериментальных площадках города (моральное стимулирование).
2. За лучшие проекты по итогам учебного года предусматривается выделение материальных средств из фонда доплат и надбавок.
Приложение 7
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА
• Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект – это та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
• Детям необходима свобода выбора. Кто-то из детей (особенно в подготовительной к школе группе) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки и т. д. Свобода выбора реализуется также при определении объекта исследований. Ребенок должен почувствовать, что это именно его выбор. В процессе работы по проекту в вопросах, действиях ребенка проявляется его индивидуальность. Исследования, организованные в разных группах, будут различными. Их интересно обсуждать, сравнивать. В процессе реализации проекта ярко проявляются характеры детей, их психологические особенности.
• Относитесь к наблюдениям детей серьезно. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Как можно чаще хвалите их: похвала взрослого – прекрасный стимул для них.
• Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то сделал ошибочный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов ненавязчиво вместе с ребенком проанализируйте его вывод, чтобы он сам понял, в чем не прав. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко свести на нет повелительным окриком, указанием на ошибки, повышенной требовательностью. Ребенок не должен бояться ошибиться!
• Старайтесь избегать надзирательства, морализаторства. Дети ничего не должны – это педагог должен деликатно подвести их к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.
• Поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, его любознательность. Эти качества – залог успеха реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прервать. У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка в конце концов согласитесь с ним.
• В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств – и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно также поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников к проблеме. Именно в этом возрасте дети после специальной подготовки способны воспринимать объекты растительного мира как живые существа. Ведь и в сказках многие растения ведут себя как живые существа.
• Помогайте видеть необыкновенное в повседневном. В процессе изучения объекта, явления, на которые ребенок раньше не обращал внимания, они открываются для него в новом качестве, он узнает много нового, неожиданного, необыкновенного.
• Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, пусть несложные. Только так можно увидеть сезонные изменения в природе.
• Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников. Исследуя предмет, им хочется доказать, что он – самый лучший, самый необыкновенный. Поддерживайте в них эту уверенность. Ребенок должен чувствовать ответственность за свой объект, уметь передать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах : сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.
• Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество ребенка и педагога. Чтобы дети почувствовали это, расскажите им о своих любимых объектах исследования в заданной области.
• Никогда не делайте нравоучительных выводов на основе высказываний, заключений ребенка.
• Развивайте детскую фантазию. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи: им просто хочется придумать что-нибудь такое, что сделало бы их объект исследования особенным. Постарайтесь выйти из ситуации с юмором.
• Важно творчески развивать идеи предлагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.
• Старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребенка. Многие родители по собственной инициативе подключаются к работе с детьми; им нужно помочь выбрать предмет исследования, оформить вместе с ребенком альбом наблюдений, рассказать о своем опыте проектной деятельности. Тем самым работа в рамках проекта способствует формированию и поддержанию семейных традиций, совместной работе детей и родителей.
питании