мария александровна харьковская
Проектно-исследовательская работа «Что за обувь — бурки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение….3
2. Что такое бурки, когда и где они появились…7
3. Кто занимается изготовлением бурок…. 9
4. Как рождаются бурки…. 11
5. Полезная ли обувь бурки…. 14
6. Заключение…15
7. Список используемых источников….17
1. Введение
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть к новому принадлежим.
Шефнер Вадим Сергеевич
Публикация «Проектно-исследовательская работа „Что за обувь — бурки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Детские учебно-исследовательские работы в дошкольном учреждении актуальны и очень эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Я работаю в старшей группе частного дошкольного образовательного учреждения детский сад №69 ОАО «РЖД» г. Брянска. Я использую детские исследования как метод обучения старших дошкольников.
Выбор детьми темы исследования. Помощь педагога.
Однажды на занятии в детском саду мы говорили об обуви старинной и современной. А ещё мы играли в игру «Кто больше видов обуви назовёт», тогда дети впервые услышали, что есть сапоги - бурки. Они знали что - такое лапти, валенки, а о бурках они ничего не знали. Им захотелось узнать об этой обуви больше. Так мы и определили тему своей работы. Таким образом, дети пришли к решению заняться среднесрочным исследованием на тему: «Что за обувь - бурки».
Тема исследования: "Что за обувь – бурки?"
Актуальность исследования: возрождение и сохранение народного промысла.
Гипотеза исследования предполагает: что бурки, тёплая и полезная обувь, популярная и в наши дни.
Цель нашей работы : изучить историю появления бурок и выяснить дальнейшее её развитие в современном мире.
Задачи исследования (для детей) :
1. Выяснить, когда и где появились первые бурки.
2. Выяснить, кто в настоящее время занимается изготовлением бурок.
3. Изучить процесс изготовления бурок.
4. Сделать выводы о том, как материал, используемый для изготовления обуви, может положительно и отрицательно влиять на здоровье человека.
5. Изготовить бурки для музея русской избы в детском саду.
6. Рассказать детям и взрослым о результатах своего исследования.
Задачи исследования (для педагога) :
1. Стимулировать познавательную активность, создать условия для исследовательской деятельности посредством развивающей предметной среды;
2. Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, воображение, любознательность;
3. Сформировать интерес к поисковой деятельности, воспитывать уверенность в своих силах;
4. Создать условия для активного взаимодействия семьи и детского сада в совместной с ребёнком познавательной и продуктивной деятельности;
5. Способствовать формированию интереса к своей малой родине, к истории родного края;
6. Реализовать интегрированный подход при проведении организованной образованной деятельности.
Объектом нашего исследования являются бурки.
Предмет исследования – история, процесс изготовления бурок.
Хронологические рамки исследования:
Нижняя грань определяется началом 10-ого века, верхняя – настоящим временем.
Географические рамки исследования:
Ограничены территорией бывшей СССР и Брянской областью.
Описание результатов исследования
Главная задача Леры Демишевой и Веры Горяничей во время исследования – это получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нём сообщение, то есть доклад. Следовательно, детям нужно было собрать всю доступную информацию и обработать её.
Для этого необходим план исследования.
Естественно, что для детей это дело было сложным и новым. Я объяснила им, что существует много способов добычи информации – «методов исследования». Для того чтобы девочки сами назвали эти методы, я использовала карточки с символическим изображением «методов» и наводящие проблемные вопросы, такие как: «Что вы должны сделать в начале?», «Как вы думаешь, с чего начинает исследование учёный?» и так далее.
Это помогло детям определить основные методы исследования. А именно:
План исследования:
- посмотреть книги о том, что исследуешь;
- спросить у других людей (специалистов);
- понаблюдать;
- обратиться к компьютеру;
- подумать самостоятельно;
- написать письмо.
Сбор материала детьми:
Для сбора информации я предложила Лере и Вере использовать «Папку исследователя» с кармашками, на которых символически изображены «методы исследования» в соответствии с планом их работы. В кармашки нужно было вкладывать свои пиктографические записки, где схематически фиксировалась собираемая информация.
Во время сбора материала дети обращался к большому количеству источников, которые оказались разнообразными по типам и видам. Таким образом, было выделено несколько этапов проведения исследования.
Этапы проведения исследования:
-книги (энциклопедии, словари);
-консультации специалистов;
-интернет-сайты;
-наблюдение и изучение технологии изготовления бурок;
-практика изготовления бурок;
-доклад об исследовательской работе «Что за обувь - бурки?».
Во время сбора материала по теме исследования Лера и Вера кропотливо фиксировал информацию с помощью пиктографических записей и складывал в кармашки «Папки исследователя». После сбора сведений Вере и Лере было необходимо проанализировать и обобщить всю информацию. Для них эта задача была очень сложной. Поэтому я предложила сделать это поэтапно.
2. Что такое бурки, когда и где они появились.
Вместе с родителями и воспитателями мы изучали литературу и интернет сайты и узнали много интересного о бурках.
По словарю Ожегова бурки – сапоги из тонкого войлока или фетра на кожаной подмётке и с кожаной оторочкой по головке.
Именно толщина войлока и кожаная отделка вокруг подошвы и по швам, дополнительно защищавшая ноги от ветра и сырости, отличает их от валенок. На голени часто присутствовал кожаный ремешок: при необходимости его можно было затянуть, тем самым препятствуя попаданию снега внутрь обуви.
Впервые «войлочные сапоги» упоминаются в «Слове о полку Игореве», оно было написано, предположительно, в конце XII века. Но также мы нашли информацию о том, что в 1996 году на Харьковщине в селе Верхний Салтов были произведены археологические раскопки 8-10 вв. Среди уникальных находок – войлочная шапка и богато украшенная металлическими аксессуарами войлочно-кожаная обувь сложного покроя. Так, мы можем считать, что первые бурки были известны ещё в 8-10 вв.
Второе рождение они пережили в Беларуси в XIX веке в качестве военного обмундирования. Быстро оценили преимущества этой обуви жители северных районов, и вскоре сапоги пришли в Сибирь и на Урал и другие районы России, приобретя особенную популярность у охотников и лесников.
Во время Великой Отечественной войны светлые бурки считались генеральскими сапогами. В Советском Союзе эта обувь оставалась популярной вплоть до конца 60-х годов.
Сегодня они снова возрождаются, теперь уже не только как тёплая и удобная обувь, но и как новый модный тренд. Современные модельеры украшают бурки различными принтами и аппликациями, вышивкой и пряжками, кроме того модные дома предлагают войлочные сапоги различных цветов и оттенков, отходя от традиционных серо-белых тонов. Интересно, что существуют модели бурок на танкетке и даже на каблуках! Правда каблук предлагается квадратный и не выше 5 см, но, во-первых, ходить на высоком тонком каблуке по снежным заносам и гололедице не просто сложно, но и небезопасно, а во-вторых, такого каблучка вполне достаточно, чтобы сапожки выглядели элегантно даже для самых капризных модниц.
Однако при всей богатой фантазии художников базовая модель бурок практически не изменилась. Отличительными чертами её по - прежнему являются:
• материал — тонкий войлок или фетр;
• подошва из кожи или резины;
• кожаная отделка вокруг подошвы и по швам.
3. Кто и где занимается изготовлением бурок.
В российском климате тёплая и удобная обувь зимой является не роскошью, а предметом первой необходимости. А если эта обувь вдобавок ещё красивая и недорогая – просто мечта. Вероятно, поэтому бурки и изготавливают на фабриках и в мастерских, а есть и такие мастера, которые изготавливают бурки дома.
В Нижегородской области есть фабрика по изготовлению войлочных изделий, в том числе и бурок. ОАО «Борская войлочная фабрика». Она была основана в 1932 году и имеет множество филиалов по всей России. Вся выпускаемая продукция экологически чистая, производится только из натурального сырья - овечьей шерсти.
Бурки шьют даже в обувной мастерской Управления делами президента. Мастерская располагается на Лубянке. Здесь обслуживают сотрудников высших органов власти. На стеллаже для обуви некоторые полочки прямо так и подписаны — “Белый дом”, “Верховный суд”, “Госдума”, “Совет Федерации”, “Старая площадь”. Во всех этих главных учреждениях страны есть маленькие пункты по приему обуви на ремонт. Туда свои туфли и сапоги приносят госслужащие. В мастерской не только чинят, но и шьют. Тапки, бабуши и бурки. Чаще всего чиновники заказывают себе тапочки из войлока, чтобы щеголять в них дома. Но гордятся в мастерской именно бурками. Шить их здесь стали примерно лет 10 назад. Началось все как в легенде: однажды пришел к ним человек и показал бурки, которые сшил один мастер из Казани. Сказал, что во всей России и даже в мире таких больше сегодня нигде не делают. А мастер тот старый совсем, учеников у него нет. Вот и решили тогда в мастерской Управделами, чтобы ремесло это не умерло, попробовать шить бурки сами. Взялся за это дело “обувной” специалист с более чем 40-летним стажем, большой талантище и трудоголик Николай Калугин. И все получилось! В месяц в мастерской делают примерно пар 20 для чиновников и госслужащих.
Мы узнали, что и на нашей родной Брянской земле есть мастера по пошиву бурок. Живёт один такой мастер в деревне Городечня Красногорского района Брянской области, ёе зовут Борисенко Анастасия Артёмовна она пенсионерка. Анастасия Артёмовна, владеет секретами пошива бурок и с удовольствием делится мастерством со всеми желающими. Анастасия Артёмовна говорит, что до сих пор лучшей обуви для деревенской жизни так и не придумала. Бурки - это "поголовная" обувь сельского населения, преимущество которой - легкость, быстрая высыхаемость и дешевизна. А ещё преимущество бурок в том, что их проще сделать, чем допустим валенки и материалы нужны простые и процесс изготовления их быстрее и проще. Для этого подойдет старое пальто, сукно, войлок и прочее, и процесс изготовления их быстрее и проще. Мы не смогли встретиться с Анастасией Артёмовной, она живёт очень далеко, но мы смогли поговорить с ней по телефону. Так же Анастасия Артёмовна научила шить бурки свою дочь. Ирина Ефимовна пришла к нам в детской сад показала и рассказала нам, как делаются бурки. Так же Ирина Ефимовна рассказала нам, какие инструменты и материалы нужны для изготовления бурок. Нам удалось поучаствовать в процессе изготовления бурок.
4. Как рождаются бурки.
Мы привыкли покупать обувь в магазине, или шить на заказ. Но есть особая «уютная» обувь, что сшита своими руками. Изготовить её можно без особого труда и с минимальными материальными затратами. Бурки незаменимы при холодном климате. Нижнюю часть – носок, союзку, задинку, а также обшивку по голенищу изготавливают из войлока, драпа, овчины и других материалов. Подошва традиционно резиновая либо кожаная.
Материалы и инструменты
Традиционно для внешней стороны используются:
- войлок;
- драп;
- овчина;
- замша;
- фетр;
- шинельное сукно;
- плотное джинсовое полотно;
- трикотаж крупной вязки.
В качестве утеплителя и наполнителя:
- ватин, аптечная вата;
- войлок;
- синтепон;
Если вы используете овчину, то нет необходимости в утеплителе, достаточно выкраивать детали из шкуры мехом внутрь.
Нам потребуется:
- Основной материал (материал верха);
- Готовая резиновая подошва. Можно купить тапочки, и отпороть у них подошву. Для комнатного варианта отлично подойдёт войлок со старых плотных валенок. Кусок плотной кожи или резины также допустимо пустить на подошву бурок;
- Косая бейка или репсовая лента для окантовки срезов. Отлично подойдут трикотажные полоски, шириной 3 см;
- Плотный материал для стельки, либо готовая стелька;
- Наполнитель – синтепон, ватин, старое пальто. Если вы хотите сшить тёплый вариант для холодной зимы, то сделайте бурки двойные, с утеплителем.
Необходимые инструменты и приспособления:
-Портновские большие ножницы;
- линейка;
- сантиметровая лента;
- обувной или резиновый клей.
Для построения выкройки нам понадобятся следующие замеры:
- длина стопы.
- ширина стопы. Измеряем по обрисованному на бумаге контуру стопы или используем готовую подошву обуви.
- высота голенища. Определяется от уровня пола до предполагаемой высоты изделия.
- обхват стопы.
Выкройка
Модель — простейшие бурки-сапожки по типу чулка
Состоят всего из трёх деталей, левой и правой половинок бурок, а также подошвы. Выкраиваются свободно, так как отдельно передней части не предусмотрено.
Для построения подобной выкройки можно использовать шерстяной носок большого размера:
• Обведите его, сравните с размерами, полученными при замерах. Здесь самое важное – не сделать заготовку очень маленькой.
• Для выкройки подошвы обведите стопу на листе бумаги, прибавьте 1-2 см на свободное облегание.
• Если делаете двойные утеплённые бурки, то выкройка вкладыша должна быть немного, на 0.5 см, меньше по всем показателям, чем выкройка основного изделия.
• При раскрое левой и правой половинок, а также подошвы, не забудьте сделать эти детали зеркальными.
• Подошву можно также сделать многослойной, с утеплителем или резиновой.
Ход работы:
1. Располагаем детали на материи, обводим мылом или мелом, если кроим из ткани, то не забываем о припусках на швы.
В изделиях из овчины и другого меха или натуральной кожи припуски не делаем.
2. Складываем заготовки лицом к лицу, скалываем булавками.
3. Прошиваем.
4. Прикладываем и фиксируем булавками подошву.
5. Пришиваем подошву.
6. Подворачиваем голенище наружу, то есть на изнаночную в нашем случае, сторону.
7. Прошиваем отгиб.
8. Выворачиваем.
9. Приклеиваем или пришиваем дополнительную грубую подошву.
10. Декорируем.
11. Примеряем.
5. Полезная ли обувь бурки
Медсестра нашего детского сада рассказала нам о том, что полезно носить обувь из натуральных дышащих материалов. Соответственно если бурки сделаны из натуральных материалов, то они принесут только пользу. Очень хорошо если бурки сделаны из натурального войлока. Дело в том, что натуральная овечья шерсть, из которой сделан войлок, отлично поглощает и испаряет влагу, оставаясь при этом сухой и тёплой. Войлок содержит животный воск, обладающий лечебными свойствами – он способствует нормализации кровообращении. Войлочная структура массирует стопу, что так же оказывает положительное влияние на здоровье человека. Медицина советуют не забывать о пользе войлочной обуви.
А в интернете мы прочли, что, по словам врача-ортопеда Майкопского Центра средств реабилитации Игоря Воробьёва, войлок массирует низ босой стопы на счёт микроуколов шерстяных волосков. Трение низа стопы о войлок, а верха - об овчину создаёт электростатическое поле, которое обеспечивает циркуляцию крови. Это успокаивает гудящие после работы ноги.
6. Заключение
Выводы и умозаключения детей по итогам исследования:
В результате изучения различной литературы, интернет - источников, встречи с изготовителями бурок, были сделаны следующие выводы.
1. Первые бурки появились в северных районах, очень давно, в 8-10 вв. Но и на Брянщине они прижились, так как у нас тоже зимы холодные.
2. Бурки можно легко изготовить, но понадобится помощь взрослого.
4. Самый полезный материал для изготовления бурок - это войлок.
5. Изготовление бурок - промысел популярный на Брянщине.
6. Тёплые бурки или нет зависят от материала из которого они изготовлены.
7. В настоящее время бурки изготавливают на фабриках, в обувных мастерских, а также есть мастера, которые шьют бурки дома. Следовательно, бурки не потеряли свою актуальность и популярность.
Наша гипотеза подтвердилась бурки действительно тёплая и полезная обувь, но при условии, что они изготовлены из натуральных материалов и утеплителей.
Выводы педагога:
1. При сопровождении детского исследования я учила детей действовать самостоятельно, независимо, избегала прямых инструкций, не сдерживала инициативу, не делала за них то, что он могут сделать сам.
2. Помогала учиться прослеживать связь между различными предметами, событиями и явлениями, анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
3. Как педагог, я считаю, что смогла создать проблемно-поисковую ситуацию и сформировать у ребёнка интерес к данной проблеме. Дети старшей группы узнали много нового и интересного о бурках, их изготовлении, используемых материалах.
4. Я считаю, что цели и задачи педагога в этом исследовании мной реализованы.
Сохранять их производство – значит сохранять русскую культуру. В начале нашего исследования мы хотели сшить бурки для музея русской избы, который находится в нашем детском саду, но потом решили изучить подробно историю и другой старинной русской обуви и создать в группе мини музей обуви.
7. Список используемых источников.
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка. - М. : ООО «А ТЕМП», 2006г.
2. Скиба Т. В., Первая детская энциклопедия обо всем на свете. – М. : РИПОЛ классик, 2013
3https://yakutsk.vzv.su/polezno-znat/glossary/burki/ 4.https://tkaner.com/obuv/burki/burki-foto/
5. https://mir-obuvi.org/obuv/155-burki-teplyie-zimnie-voylochnyie-sapogi.html
6.https://www.russia-open.com/regions/ural/yamal/suvenir/
2016/12/15/Nacionalnaya-obuv-iz-olenego-meha.phtml