Ирина Третьякова
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ
Анализируя множество педагогической литературы, я пришла к выводу, что в нашей современной педагогике усиленно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом наши с вами усилия, как взрослых, необходимо направить на создание условий для всестороннего саморазвития детей. И таким уникальным средством обеспечения сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Метод проектов всеобъемлюще используется в дошкольном образовании, ведь он позволяет гораздо повысить самостоятельную активность детей, развить их творческое мышление, умение самостоятельно и различными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, а также использовать все эти знания для создания новых объектов действительности; делая, тем самым, дошкольную образовательную систему открытой для активного участия родителей. Для самого же ребенка проект – это раскрытие его творческого потенциала; умение работать в группе и направлять свою деятельность на решение интересной ему проблемы, сформулированной самим дошкольником и, как итог, умение презентовать результаты своей работы.
Самостоятельная деятельность детей – это стержень технологии проектной деятельности – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок самостоятельно познает окружающий его мир и воплощает полученные им новые знания в реальные продукты. При этом проект – любая деятельность ребенка или группы детей, объединенных в данный момент общим интересом, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает ему организовать свою жизнь в настоящем [4, с. 121].
При организации проекта педагогу важно учитывать ключевой вид деятельности детей, ведь дошкольникам необходимо постоянное внимание взрослых на каждом этапе его реализации. Особенность использования проектного метода в дошкольной педагогике состоит в том, что взрослому нужно «наводить» ребенка, помогать ему находить проблему самостоятельно или даже самому педагогу провоцировать ее возникновение, тем самым вызывая к ней интерес и «втягивая» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы [1, с. 108].
В практике ДОУ используются следующие типы проектов (по Л. В. Киселевой).
Исследовательско-творческий: дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой: используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий: оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы [2, с. 95].
В дошкольном образовании проектная деятельность носит характер сотрудничества, в которое, помимо педагогов и детей, вовлекаются и родители. Залог успеха – сотруднический стиль общения.
А сейчас остановлюсь на проектно-исследовательской деятельности.
В основу методики проектно-исследовательской деятельности положен проблемно-поисковый подход, где учитываются: создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми своих собственных предположений, их самостоятельное формулирование выводов.
Наша с вами задача, как воспитателей, - не предлагать детям готовые знания, а организовать такую деятельность с ними, которая поможет добывать все эти знания.
Исследование, как образовательную технологию, важно применять не только на занятиях в группе, но и в свободной деятельности, на прогулках. Работу в этом направлении необходимо организовать так, чтобы она давала как можно больше для собственных мыслей дошкольников, и обязательно систематически работать над развитием познавательного интереса детей, применяя различные методы (наблюдение, опыт, эксперимент). Для достижения максимальной цели в развитии ребенка важно строить занятие в виде поиска нового знания, то есть проводить исследование. Всегда при выборе темы для исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные особенности детей [6, с. 130-132].
Для детей 2-3-х лет наиболее доступный метод исследования – это наблюдение за окружающим миром (например, на прогулках они могут определить цвет травы летом и осенью и т. п.).
Начиная со средней группы, в процессе обучения используется исследовательская деятельность. Самым важным считаю умение воспитателя ввести детей в проблемную ситуацию, которая доступна для их понимания, заинтересовать их темой исследования, поддержать любознательность и интерес дошкольников. Важно, что процесс развития исследовательских умений обязательно должен быть соразмерен возрасту исследователей. Здесь необходимо учитывать, что исследование детей направленно на развитие способностей, умений и мышления.
К старшему дошкольному возрасту возможности детей заметно возрастают. Организация исследовательской деятельности на этом этапе предполагает формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений [5, с. 25-26].
На занятиях в детском саду тему нужно формулировать в виде проблемных вопросов, ответы на которые дети находят самостоятельно в ходе исследования дети, помогая сказочным героям, посетившим занятие. И опять же, здесь проходит интеграция с художественно-эстетическим развитием. Успех выполнения подобных задач формирует у детей положительные эмоции.
Не менее важно мнение самих дошкольников по поводу выбора темы исследования. Так как именно от этого зависит успех совместной деятельности, что способствует эффективному формированию умений детей осуществлять исследование, организовывать и планировать свою деятельность, самостоятельно представлять продукт своей деятельности.
Крайне важно, чтобы сам ребенок по окончании исследования выработал свое собственное, личностное отношение к продукту своей деятельности.
Огромную роль в развитии познавательной активности играет развивающая среда, которая включает в себя все атрибуты для исследовательской деятельности, материал для исследования, например: листья, полезные ископаемые, листья, наборы «Свойства магнита», «Станция погодных условий» и т. п.). Старшие дошкольники, например, могут уже не просто описать цвет травы осенью, но и предположить, почему это произошло.
Очень важна роль родителей, которые должны в повседневном общении с детьми поддерживать познавательные инициативы последних. Родители, как правило, активно участвуют в сборе природного материала для исследования, охотно проводят различные опыты в домашних условиях [3, с. 18].
Приведу пример исследования, проводимого детьми – это занятие по познавательному развитию «Снежинка-чародейка». В основу легли: исследование гипотезы о замерзании воды при низкой температуре, гипотезы о том, что снежинка состоит из водяного пара, практическая работа по выявлению свойств снега и льда, их образование. В ходе занятия решались задачи формирования целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, развивались такие приемы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ и синтез; развивались умения получать информацию через проведение исследования (опыты, наблюдения, эксперименты).
Познание окружающего мира отнюдь не ограничивается рамками занятия. Получив на занятиях навыки исследования, дети включаются как в исследовательскую, так и в проектную деятельность.
Подводя итог, хочу еще раз повторить, что особенность проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что в проекте принимают участие все – и дети, и родители, и педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации – все это раскрывает творческие способности детей, вовлекает в воспитательный процесс родителей, что, естественно, сказывается на результатах.
Решая различные познавательно-практические задачи совместно со сверстниками и взрослыми, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции (приятное удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых) – закладывают у детей первые крупинки уверенности в себе, в своих силах, побуждают к новым поискам знаний. Коллективные, совместные переживания сближают детей друг с другом, со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении дошкольников, организуя по ней жизнедеятельность в детском саду, мы с вами, как педагога, как взрослые, сможем лучше узнать каждого ребенка, проникнуть в его внутренний мир и, тем самым, добиться высоких результатов.
Список литературы
1. Веракса, Н. Е, Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – Москва : Мозаика-синтез, 2008. – 108 с.
2. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – Москва : Аркти, 2012. – 95 с.
3. Мазниченко, М. А. Антология педагогических мифов: учебное пособие // М. А. Мазниченко. – Сочи : РИО СГУТ и КД, 2009. – 18 с.
4. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – Москва : ТЦ «СФЕРА», 2008. – 121 с.
5. Полонский, В. М. Структура результатов научно – педагогических исследований // Педагогика. – 1998. – № 7. – С. 25-26.
6. Фоменко, А. И. Исследование как способ формирования предметной одаренности. // Одаренный ребенок. – 2010. – № 3. – С. 130-132.