Евгения Захарова
Проектно-исследовательская деятельность по экологическому развитию «Птичий базар» в подготовительной группе
МБДОУ ЦРР «Детский сад №116»
Проектно-исследовательская деятельность по экологическому развитию в подготовительной группе "Птичий базар".
Воспитатели: Медведева А. Е., Захарова Е. Н.
Г. Барнаул 2019
Творческое название проекта : "Птичий базар"
Тип проекта : интегрированный, практико-ориентированный, исследовательский проект
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность по экологическому развитию „Птичий базар“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Форма работы: проектная деятельность
Вид проекта : групповой, долгосрочный
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что зима в этом году выдалась на редкость снежная, суровая и ветреная. Особенно трудно в зимние месяцы приходится птицам. Каждый зимний день для них -это борьба за выживания. Птицы теряют до 10% веса в морозный день. Из 10 птиц только 2 доживут до весны. Поэтому наша задача - воспитывать интерес у детей к нашим соседям на планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, спасая их жизни.
Цель:
Привлечь внимание детей к природоохранной деятельности, и научить их ее организвать
Задачи:
- расширить представления о зимующих птицах нашего региона;
- обобщить знания о птицах зимующих в нашем крае;
- дать представление о видах кормушек и способах их изготовления
из разного материала;
- воспитать у детей бережное отношение к птицам и желание
помогать в трудных зимних условиях;
- научить детей правильно подкармливать птиц.
Этапы работы:
1. Подготовительный
В начале и в конце работы будет предложена участникам беседа, с целью оценки знаний имеющихся у детей.
Создание необходимых условий для реализации проекта :
- ставим цель и задачи проекта
-планируем результаты нашей деятельности
-мотивируем детей к выполнению проекта
-консультируем, детей и их родителей, как сделать кормушки, правила содержания кормушек, чем подкармливать птиц
2. Основной или практический
- формируем группы по интересам : "мастера", "затейники","художники", "фотографы", "редакторы", "диетологов", «знатоки»
-выбираем ответственного в каждой группе, знакомим с предстоящей работой
-представление проектной деятельности каждой группы :
Группа "мастеров"
Для данной группы поставлена задача по изготовлению кормушек. С октября по ноябрь проводилась данная работа. В изготовлении кормушек проявили фантазию: Марьин Архип, Жданов Сергей, Пестерев Константин, Маненко Саша
Декораторами кормушек была, приглашена группа "живописцев". Шангина Ксения оформила кормушку разноцветными цветами. Брамина Алина украсила кормушку рисунком обжига. Ответственный в группе мастеров - Жданов Сергей предложил выполнить двухуровневую кормушку с отдельными отсеками для птиц разных размеров. В период проведения акции "скворечник" изготовлено-3 скворечника, и более 10 кормушек для птиц. В середине ноября мастера проверили свои изделия для птиц, при этом убедились что кормушки никогда не были пустыми.
Мы не могли забыть о дне-12 ноября. Этот день считается в народе «синичкиным праздником» : по приметам к этому времени прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Воспитатели и их воспитанники организовали и провели праздник-«Синичкин день». В свободное время были проведены викторины, отгадывали загадки о птицах, читали стихотворение о синице, играли в тематические игры. Финальным аккордом торжества стала установка кормушек на территории детского сада. На протяжении всего праздника с лиц участников не уходила улыбка удовлетворенности и гордости за выполненную работу.
Активисты группы «знатоки» организовали выставку книг и рисунков о зимующих птицах нашего края, о значении птиц в жизни человека, вместе с родителями подобрали стихи, загадки, приметы о птицах, собрали интересный материал о видах, кормушек и способах их изготовления из разного материала. И о том какой корм предпочитают наши птицы.
Самую важную и трудоемкую работу выполнили участники группы «диетологов».
С октября велась работа, по сбору материала, для ответов на вопросы: Зачем подкармливать птиц? Временные рамки подкормки? Чем кормить? Что же любят разные виды птиц?
Ответы на поставленные вопросы обсуждались в дискуссионной беседе с нашими воспитанниками. Всем детям были розданы памятки «Диета птиц». Особое внимание удели тематике продуктов, которые противопоказаны птицам.
В середине декабря участники группы : художников, редакторов, фотографов успешно справились с оформлением выставочных композиций на разную тематику.
В начале месяца для детей и их родителей был озвучен конкурс на лучший рисунок «Пернатый друг». Все семьи воспитанников приняли активное участие. Члены жюри отобрали лучшие работы, а художники, редакторы оформили стенд.
Первое место получил рисунок Типунова Ильи, который с октября месяца заботится о раненном воробье, найденном у своего подъезда. Он стал его другом. На выставку были приглашены дети других групп. Экскурсоводами выставки выступили авторы рисунков. Дети рассказывали о птицах, которых они изобразили в своих работах.
В декабре группа мастеров принимала участие в изготовлении поделок птиц из подручного материала. Некоторые семьи по предложенному маршруту посетили заказник «Лебединый», расположенный в Алтайском крае, в Советском районе, озеро Светлое. Наши воспитанники в защиту лебедей выполнили экспозицию "лебединое озеро».
В ходе реализации проекта воспитанники нашего детского сада уточнили и систематизировали представления о зимующих птицах нашего края, их образе жизни в холодный период. После изучения творческого материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод о предпочтении кормового рациона у птиц, научились вести дневник наблюдений в картинках и анализировать увиденное. Каждый ребенок нашел дело по плечу, соизмеряя его со своими способностями и желаниями. В результате дети приобрели опыт эмоционально-ценностных и толерантных отношений, творческой деятельности и умение ценить и беречь пернатых друзей.
Итогом всей работы стала совместная стен-газета, в которой дети подобрали интересные факты о жизни пернатых, а художники красочно оформили материал. Лучшими были признаны работы на тему «Птицы года», «Их осталось мало».
А воспитатели Захарова Евгения Николаевна и Медведева Анна Евгеньевна очень, рады, что наши учащиеся вырастут неравнодушными, милосердными, любящими свой край, свою землю и всех, живущих на ней людей.
Рефлексивно-оценочный материал
Анкета №1
Проводится для всех детей подготовительной группы
1. Любите ли вы птиц?
2. Считаете ли вы нужным подкармливать птиц зимой?
3. Подкармливаете ли вы птиц?
4. Есть ли у вас своя кормушка?
5. Если вы не кормите птиц, то почему?
• Нет кормушки
• Не считаю нужным
• Нет желания
• Другое ___
Анкета проводится два раза: до презентации и после презентации через неделю. Можно проводить несколько раз отслеживая динамику участия детей в подкормке птиц.