Людмила Архипова
Проектно-исследовательская деятельность «Пингвин — загадочная птица»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта.
Наименование
проекта «Пингвин – загадочная птица»
Вид проекта краткосрочный
Тип проекта информационно-практико-ориентированный, творческий.
Цель проекта 1. Расширение кругозора дошкольников об обитателях Антарктики.
2. Знакомство детей с характерными особенностями пингвинов.
3. Формирование заинтересованного и бережного отношения к животным севера - пингвинам
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность „Пингвин — загадочная птица“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные севера. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Пингвин. Детям о пингвинах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Задачи проекта
1. Развитие потребности в приобретении новых знаний о пингвинах.
2. Дать детям представление о среде обитания животных, способах передвижения и питания, защиты от врагов, выведения потомства.
3. Называть и описывать характерные особенности пингвинов. Учить находить отличия и сходства среди других птиц.
4. Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.
5. Воспитывать умение слушать друг друга, задавать вопросы по теме.
6. Совершенствовать навыки продуктивной деятельности, развитие творческих способностей.
7. Привлечь родителей к образовательной деятельности в детском саду посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта.
8. Воспитывать сопереживание и доброжелательность к пингвинам, вызывать стремление защитить их и сохранить на планете.
Средства реализации:
игровая деятельность; НОД; ЧХЛ; беседы; продуктивная деятельность; совместная работа с родителями; семейная мастерская.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Сроки реализации проекта 4 недели
Порядок управления реализации проекта
Управление реализации проекта осуществляется воспитателем дошкольного учреждения в процессе образовательной деятельности ДОУ.
Участники проекта старшая группа, родители, воспитатели ДОУ, узкие специалисты ДОУ.
Место реализации проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад
Ожидаемые результаты
Повысится познавательная активность детей, углубятся их знания об удивительных птицах - пингвинах.
- имеются представления о многообразии климатических зон, знают, что такое Южный полюс, ее обитатели.
- Усвоятся детьми понятия «Пингвин – загадочная птица» и навыки гуманного поведения и отношения к живому миру.
- пополнится словарный запас,
- формируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей,
- отразятся свои впечатления в игровой, продуктивной деятельности.
Продукт проектной деятельности :
1. Выставка детских работ по проекту и фото материалов.
2. Выставка книжек- малышек по теме проекта.
2. Беседы с родителями на тему: «Рассказываете ли вы ребенку о южном полюсе?»
3. Составление совместно с детьми рассказов о животных севера.
4. Составление книжек малышек «Кто живет на южном полюсе?»
5. Консультация для родителей. Памятки для родителей.
Таким образом, взаимодействие с родителями приведёт к повышению уровня знаний детей о животных южного полюса (особенности внешнего вида, место обитания, пища).
Актуальность:
В последнее время перед учеными и человечеством стоит остро вопрос о сохранении популяции пингвинов. Из-за глобального потепления, загрязнения окружающей среды и браконьерства их численность неуклонно снижается. Поэтому не зря стали появляться экологические движения по всему миру, которые стали на защиту животных Антарктики. 20 января мировая общественность отмечает экологический праздник в честь одной из самых необычных птиц в мире – День осведомленности о пингвинах. Его цель – повысить знания людей о пингвинах, направить внимание на сохранение численности и мест обитания этих птиц.
Наш детский сад также не мог не обратить внимание на эту экологическую проблему, так как воспитание дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования. Поэтому возникла необходимость внедрения экологического проекта, который позволил бы познакомить детей с жителями Антарктиды, в частности с пингвинами, его повадками, средой обитания, а самое главное – воспитать у детей любовь, понимание и заботу к животным, которые находятся в опасности.
Сроки и этапы реализации проекта :
I этап – начальный (констатирующий) декабрь
2019г. Анализ предметно - развивающей среды группы. Беседа с детьми и родителями по теме проекта. Формирование целей и задач проекта. Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Конспекты занятии;
консультации;
наглядно-иллюстрированный
материал, дидактические игры.
II этап – основной (формирующий) 2,3 неделя января Создание в группе условий для реализации проекта. Деятельность в соответствии с планом проекта. Открытые мероприятия;
наполнение дидактическими играми предметно - развивающей среды
III этап – заключительный (контрольный) 4 неделя
января Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования. Самоанализ
Реализация проекта
Интеграция образовательных областей Работа с детьми Работа с родителями
Познавательное развитие
1. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Лед, факты, находки, открытия», атласа мира для детей, фотографий арктических пейзажей, животных.
2. Просмотр видеофильмов: «Антарктика», «Жизнь, где мороз».
3. Исследовательская деятельность : «Почему пингвины не летают?», «Почему пингвин не покрывается корочкой льда, когда выныривает из воды».
4. Рассматривание ситуации:
Что было бы, если б:
1. Пингвины стали летать, как птицы.
2. На Южном полюсе наступило жаркое лето.
5. Викторина КВН «Знатоки Антарктики». Цель: Закреплять знания детей о животном мире холодных и жарких стран. Способствовать развитию у детей мышления, памяти и внимания. Беседы с родителями на тему: «Рассказываете ли вы ребенку об Антарктике?» Анкетирование родителей «О чем мне рассказал ребенок».
Речевое развитие 1. Познавательные беседы:
«Путешествие в Антарктику»,
«Пингвин – это птица или зверь?»
«Почему пингвины не живут в лесу?»
2. Рассматривание и чтение энциклопедий для детей.
3. Чтение художественной литературы:
Г. Снегирева «Пингвиний пляж», «Про пингвинов»,
«К морю», «Отважный пингвинёнок».
Наталья Чуб «Азбука дружбы».
Майкл Тейтелбаум «Пингвиненок покоряет Антарктиду»
Федор Конюхов «Антарктида»
Ю. Гаврилов «Мы летим в Антарктиду»
В. Коржиков «Солнышкин плывет в Антарктиду»
Л. Парселл «Пингвины. Важные и дружные»
Л. Почивалов «Антарктида страна чудес»; «Белые сны Антарктиды».
Скоттон Роб «Шмяк и пингвины»
Лаптев А. М. «Три пингвина»
Крылов Д. «Три пингвина»
С. Сахарнова «Кто живет в холодном море?»;
Н. Сладков. Рассказы: Во льдах. Птичий базар. Полярной ночью. Разговоры во льдах. В тундре. Под снегом. Разговоры в тундре. Загадочные истории.
4. Поэтическая страничка. Чтение и заучивание стихотворений о пингвинах.
Цель: развивать художественное восприятие окружающего мира, используя стихи о ветре, пурге, морозе, пингвинах.
5. «Составь рассказ по картине»
6. Составление описательных рассказов о животных: «Жители Антарктики», «Животное, которое мне понравилось».
7. Викторина загадок «Отгадайте загадку»
Цель: Развивать у детей умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Составление мини-рассказов о жизни пингвинов.
Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана: Название. Где живет? Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т. д.).Повадки. Чем питается? Как добывает корм? Враги. Как защищается? Детеныши.
Играем дома: «Четвертый лишний»,«Опиши какой зверёк»
Подбор стихов, загадок о диких животных
Художественно – эстетическое развитие
1. Рисование. «Загадочный пингвин»,
Цель: Закрепить знания детей о животных южного полушария, климатических особенностях среды их обитания.
Развивать творческие способности детей, расширить их кругозор. Прививать любовь к животным.
Продолжать учить детей творчески отражать свои представления о природе.
Развивать воображение, чувство ритма и композиции.
Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.
Рисование на тему: «Антарктический пейзаж».
Цель:Учить детей рисованию цветными восковыми карандашами с последующей заливкой гуашевой краской, совершенствовать навыки подбора нужного цвета и составления оттенков.
2. Рассматривание картин : И. Айвазовский «Ледяные горы в Антарктиде», А. Борисов «Медведи на льду», К. Д. Фридрих «Остров корабля в полярном море»,
3. Аппликация «Пингвин»
Задачи:
- Учить приклеивать детали на лист бумаги, приклеивая другие элементы.
- Развивать глазомер, мелкую моторику кисти рук.
- Закреплять умение работать аккуратно с оборудованием для аппликации, доводить
начатое дело до конца.
- Воспитывать любовь к живому.
4. Раскраски «животный мир севера», схемы поэтапного рисования животных
5. Разучивание песни с музыкальным руководителем «Жили-были три пингвина»
6. Просмотр мультфильма
«Приключения Лоло и Пепе» мультипликационных картин, например «Приключения пингвинёнка Лоло», «Лови волну!» и про пингвинёнка Пороро.
Три пингвина
Немытый пингвин
Пингвины. Детям обо всем
Пингвины Совместное изготовление с детьми книжек- малышек о южном полюсе.
Физическое развитие
1. Разучивание подвижных игр:
«Пингвины»,
«Пингвины и медведь»,
«Пингвины на льдине»
«Пингвины-Страусы»
2. Веселые пингвиньи старты.
Презентация проекта.
1. Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями.
2. Анализ, обобщение и распространение опыта работы.
3. Презентация проекта в ДОУ.
Результаты проектной деятельности
- Систематические наблюдения, беседы, рефлексивная оценка родителей показали, что у детей после проводимой работы стало преобладать эмоционально - положительное отношение к объектам природы.
- Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважение к природе.
- Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов
- У детей появилось желание общаться с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
- Дети научились бережно и заботливо относиться к животным.
- Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщение.
- У дошкольников значительно расширился словарный запас. Научились составлять рассказы, используя распространённые предложения.
Приложение
Загадки про пингвинов
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда… (Пингвин)
***
Он живет где жуткий холод,
Средь снегов живет и льдин
В черно-белом фраке ходит
Птица гордая… (Пингвин)
***
Носит фрак красивый чёрный.
Дом в Антарктике его.
Лёд прозрачный и холодный
Для него милей всего.
Вперевалочку шагает,
Словно важный господин.
В море рыбку добывает
Неуклюжий наш… (Пингвин)
***
Не гнездиться, не летает,
В Антарктиде обитает
Средь заснеженных равнин
Мореплаватель … (Пингвин)
***
Лед кругом, а эти птицы
Не боятся простудиться.
(Пингвины)
***
Большая птица — Мороза не боится.
С крыльями, а не летает,
Ловко прыгает, ныряет.
(Пингвин)
***
В Антарктиде между льдин
В чёрном фраке птица ходит,
Деток в холоде выводит,
Птицу ту зовут… (Пингвин)
***
В черном фраке добродушный.
Это что за гражданин?
Скажут все ребята дружно:
«Ну, конечно же… (Пингвин)
***
Не летает эта птица!
В Антарктиде между льдин
Ходит важно и гордится
Что одет во фрак… (Пингвин)
Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический … (Пингвин)
***
Не летает эта птица!
В Антарктиде между льдин
Ходит важно и гордится
Что одет во фрак… (Пингвин)
***
Где мороз и холодина,
В океане ходит льдина.
У него дружков не счесть,
Брюшко беленькое есть:
Он на льдине не один
И зовут его … (Пингвин)
***
Среди льдин живё т чудак:
Он одет в нарядный фрак.
Этот важный господин
Императорский… (Пингвин)
***
Птица, только не летает,
Ловко прыгает, ныряет.
Ловит рыбу среди льдин…
Как зовём его? … (Пингвин)
***
На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы детёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий… (Пингвин)
***
Большая птица-
Мороза не боится
С крыльями, а не летает-
Ловко прыгает, ныряет…
(Пингвин)
***
Любят ледяные глыбы, птицы-
плавают, как рыбы.
Кто так любит снег и льдины?
Дети, это же… (Пингвины)
***
Скажи ты мне, Какой чудак
И днём и ночью Носит фрак.
(Пингвин)
***
Вразвалку ходит не спеша,
Хорош, как рыболов.
В воде летает, что стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит среди льдин.
Одежда-фрак, зовут…
(Пингвин)
***
Эта птица не летает,
В Антарктиде обитает,
Господин прибрежных льдин
Императорский … (Пингвин)
Стихи про пингвинов
Птица пингвин.
И. Родионов
На полюсе южном, средь множества льдин
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Он - птица, действительно, очень смешная:
Ныряет и плавает, но не летает!
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Не вьют они гнёзд – слишком холодно - льдины!
Но как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
Пингвин.
Я. Миллиз
Важный-важный, чёрно-белый,
Он идёт по снегу смело.
Снег под лапками хрустит,
Но пингвин вперёд бежит.
Всё быстрей, прибавив ходу,
Плюх – с разбега прямо в воду!
Прыг – пингвин назад летит,
Рыбка в клювике блестит.
Важно-важно, словно кот,
Он улов домой несёт
Своим маленьким детишкам,
Пингвинятам - шалунишкам.
Песни про пингвинов :
«Три пингвина»
«Пингвин»
«В Антарктиде льдины землю скрыли»
«Я пингвин и ты пингвин»
Подвижные игры про пингвинов
Подвижная игра «ПИНГВИНЫ»
Игра подойдёт детям от четырёх лет, хотя мой ребёнок справился с заданием и в 2,5 года. Очень весело играть в эту игру во дворе, когда собирается много детей, а так же можно её использовать как очередной аттракцион на детских днях рождениях (и не на детских тоже).
Цель игры: развивать ловкость и выносливость.
Материалы необходимые для игры: мяч любой по размеру, но если взять слишком маленький будет очень смешно, мел для обозначения линии старта (финиша, флажки или другие устойчивые предметы для обозначения места поворота. На старте они должны передать мяч следующему игроку из команды. Выигрывает команда, которая первой прошла всю дистанцию.
Ход игры:
Игра очень похожа на предыдущую, но вместо прыжков используется ходьба с зажатым коленями мячом. Перед игрой можно провести беседу о пингвинах и рассказать, что те переносят свои яйца, зажимая их между лапами. Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному возле линии старта. Первые игроки зажимают мяч коленями и по сигналу начинают двигаться до флажка и обратно.
Как и в предыдущей игре, задание можно усложнить, запретив игрокам передавить мяч с участием рук.
Подвижная игра «Пингвины и медведь».
Цель: Учить детей действовать по правилам, не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу. Упражнять в беге и увертывании, ориентировке в пространстве.
Дети идут друг за другом, изображая походку пингвинов :
«Шли пингвины по тропинке,
По прозрачной тонкой льдинке,
Шли вразвалочку, вприпрыжку.
А за ними белый мишка».
Ведущий: «Не успели рассмотреть, вдруг бежит (имя ребенка) медведь». Ведущий называет неожиданно для всех имя все убегают, кого задел, тот выходит из игры.
Следующее задание — определить самого прыткого воробья.
Подвижная игра со степами «Пингвины на льдине»
Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.
«Пингвины-Страусы»
Среди участников игры выбирается 2-3 «страуса» (страусы бегают, вытянув руку перед собой, как будто это голова, а остальные участники - «пингвины» (пингвины передвигаются, прижав руки вдоль тела, отставив в стороны ладошки, перескакивая с ноги на ногу). Задача страусов задеть пингвинов и сделать так, чтобы все пингвины стали страусами. Пингвины, когда их задевают, превращаются в страусов. После окончания игры, её можно повторить, выбрав новых страусов.