Марина Мандрыгина
Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно-исследовательская деятельность
Мандрыгина М. И. МАОУ «Гимназия» г. Чернушка, Пермский край
Сегодня наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Известно, что прочно усваивается только то, что прошло через усилия учащегося, а усилия будут приложены в том случае, если у ребёнка будет мотивация.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Для решения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире.
Проектно-исследовательская работа на уроках - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. И чем раньше начнётся такая работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения в оценке конечного результата, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного решения «проблемы» в процессе выполнения работы. Дети включаются в этот процесс от идеи до практического применения. В результате чего, у ребят вырабатывается навык самостоятельной творческой работы. Они применяют полученные ранее знания по предметам, развивают умения планировать и принимать решения, обретают навыки ответственности, учатся самостоятельно находить нужную информации, анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение. В настоящее время проектно-исследовательский метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Проекты и исследования могут быть индивидуальными, групповыми, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными. Основные требования к использованию метода проекта :
1. наличие значимой проблемы;
2. практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;
3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Определяя содержание исследований и проектов, учитель начальных классов должен следить, чтобы все работы были:
1. простыми и доступными (с учётом возраста учащихся);
2. разнообразными по содержанию;
3. интересными по замыслу и содержанию;
4. разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
5. работы должны способствовать формированию элементарных навыков научного труда.
Начальным этапом работы является выбор темы, далее с помощью взрослых (учителя, родителей) ребенок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей проектно-исследовательской деятельности и задачи, в которых указано, что необходимо сделать для достижения цели. Следующим этапом работы является подбор материала по теме исследования. Эта процедура в начальной школе также проходит с помощью взрослых. Затем ученик изучает собранный материал, систематизирует и обобщает, делает выводы, а далее оформляет результаты своей деятельности. Заключительным этапом работы является защита (составление и оформление газет, брошюр, презентаций, доклады) на уроках, внеклассных мероприятиях, конференциях.
Ход исследования представим в виде плана:
1. обоснование темы;
2. постановка цели и задач;
3. определение объекта и предмета исследования;
4. разработка гипотезы исследования;
5. исследовательская деятельность;
6. результат;
7. оценка полученных результатов и выводы.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- анкетирование и интервьюирование.
Метод проектов не является новым в педагогической практике, но многие исследователи относят его к педагогическим технологиям ХХI века.
Для выполнения проекта (задуманного ребёнком, группой детей, классом) необходимо решить несколько полезных и связанных с реальной жизнью задач.
Но к проектной деятельности детей нужно готовить. Такая работа началась у нас с 1 класса.
А помог мне в этом учебник В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 1 класс, который располагает возможностями для создания проектов и исследований, помогающих решению образовательных задач. Рассмотрим на примере изучения одного из разделов: «Сказочные дорожки: твой путеводитель»
Добрую сказку помню с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Чтобы подкралась к самому сердцу
И заронила зерно доброты.
О. Дриз
«Средства создания образа в сказке о животных», так звучала тема одного из уроков литературного чтения. Сказки возникли в глубокой древности, человек тогда «очеловечивал» животных, наделяя их чертами характера. Выяснив, какие животные чаще всего действуют в русских народных сказках, сообщаю, что люди героям-животным нередко давали прозвища. Прозвище – что это такое? Какие прозвища есть у героев сказок – животных? Работа над проектом для творческой группы началась с этих вопросов. Сначала дети пытались объяснить понятие «прозвище» самостоятельно. Затем мы обратились к словарям.
Словарь Ожегова:
прозвище - название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству
Словарь современного русского языка:
прозвище - имя, даваемой человеку его окружением - часто либо от фамилии, или происходит от какого-нибудь выдающегося случая с этим человеком.
Большой англо-русский и русско-английский словарь
прозвище - название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица.
При определении слова «прозвище» выделили ключевые слова: имя, название. А можно дать прозвище животным? Дети стали называть клички своих домашних питомцев. Снова ищем ответ на вопрос в словарях.
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Кличка – 1. имя, прозвище, даваемое домашним животным.
2. прозвище, даваемое человеку (в насмешку, в шутку, с конспиративной целью и т. п.)
Толковый словарь Ушакова
кличка - название, имя, даваемое домашним животным.
Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
кличка - условное, конспиративное имя, кличка — животных.
Выделяем ключевые слова: имя, прозвище, название. Понятия тесно перекликаются. В сказках лиса - Патрикеевна, гуси – лебеди. А можно ли продолжить этот список? Как можно ответить на этот вопрос? (вспоминая и читая сказки)
Детям было предложено найти и другие прозвища сказочных животных. Так появился групповой проект «Прозвища животных, героев сказок». В процессе работы выясняли, а где можно использовать наш труд? Первоклассники предложили познакомить с ним моих будущих учеников, передать в библиотеку.
На странице учебника первоклассникам предлагается задание: Придумайте рассказ, все слова которого начинаются на одну букву. Например: «Папин Петя, перекусив, потом, покушав, пошёл прогуляться по проспекту.
Родился коллективный проект «Писателями не рождаются». Этот сборник в процессе дальнейшей работы дополнялся детскими рисунками.
Вот пример некоторых работ.
Попугай Петя планирует путешествие. Петя попросил Павла Петровича помочь построить плот. Павел Петрович постарался помочь попугаю. Плот построили. Прекрасный плот получился. Поплыли!
В. Анастасия
Вера варила варенье. Вишнёвое варенье вышло вкусное. Вова варил вермишель. Вечером Ваня вырезал верблюда. Вера вязала Ване варежки. Вова взял ведро, воду, вымыл велосипед.
Д. Анастасия
Папа привёз Паше паровоз. Павлику понравился папин паровоз.
К. Елена
С. 85
- Какие цвета встречаются в сказках чаще всего? Что в сказках бывает золотое, а что красное?
- Только ли в названиях сказок есть название цвета?
Предлагаю детям создать справочник «Книжная радуга».
На уроке литературного чтения (стр. 34-35) нам встретилась статья из энциклопедического словаря.
На дом вам было дано задание:
1. Что обозначает слово «Энциклопедия»?
2. Зачем нужны энциклопедии?
3. Какие бывают энциклопедии?
4. Как они построены?
5. Кто их составляет?
Многие ребята подготовили ответы на поставленные вопросы. На уроке литературного чтения мы работали над этой темой, и разобрали понятия: словарь, справочник, пособие, нашли различие в понятиях научное и научно-популярное издание. Небольшая ссылка на статью из энциклопедического словаря о свиристелях вылилась у нас в целый блок занятий (это и история создания энциклопедий, работа со справочной литературой и словарями, а результатом этой работы стал классный час «В мире энциклопедий», который мы провели в 1 классе. Дети поделились в группы, и каждая группа работала над своим заданием, т. е. готовили ответы на поставленные перед ними проблемы.
В 1 классе мы учились определять тему, ставить цель и задачи, работать с различными источниками, но термины «проект» и «исследование» детям не давала.
Расскажу подробно, как велась работа во 2 классе над проектом на примере работы над произведением Сергея Козлова «Красота».
После знакомства с этим произведением прочитали вопрос в учебнике: «Заяц начисто лишён чувства прекрасного? Или Заяц действительно прав: из трёх голых веточек красоту не сделаешь?» Пришли к выводу, что Заяц не лишён чувства прекрасного, т. к. он сумел увидеть красоту в ветках рябины, просто ему не хватает воображения увидеть красоту в голых ветках.
- А как вы считаете, можно ли из трёх голых веток сделать красоту? Далее сообщаю о том, что в Японии развито искусство создания композиций из живых или засушенных растений. Называется такой вид искусства икебана – второе рождение цветов. Появился он в Японии в VI веке из индийского обычая подносить богам цветы.
Вношу предложение: наломать и принести в класс красивые голые ветки, и у нас в классе зимой будет красота. Некоторые дети с радостью соглашаются, некоторые говорят о том, что ветки деревьев ломать нельзя.
- Чем же так красиво осеннее дерево? (листвой)
- Можно ли сохранить красоту осенней листвы? (да, поделки из листьев)
- А не хотели бы вы заняться решением этой проблемы?
И я предложила детям заняться новой для них деятельностью, которая называется «проект». Тема нашего проекта «Сохраним красоту осенней листвы». Мы выяснили, что проект – это деятельность, которая направлена на создание какого-то продукта, который можно где-то применить, ведь неэффективно делать изделия, которые никому не нужны. Давайте подумаем, где можно использовать наш будущий проект?
• выставка в гимназии или детском саду
• отправить на конкурс
• в больнице, чтобы улучшить настроение больным
• создать альбом «Природное творчество»
• использовать в качестве подарка
• реализовать на ярмарке.
Для нашей дальнейшей деятельности нужно поставить цель (что должно быть) и задачи (каким образом).
Цель нашей работы: создание творческих работ из осенних листьев для эффективного использования.
Задачи: 1. собрать и подготовить листья для работы
2. создать «банк идей» с эскизами работ
3. продумать, где можно использовать созданные проекты
4. подготовить и защитить проект.
Работа была рассчитана на неделю. Я считаю, что на начальном этапе проектной деятельности необходима ведущая роль руководителя, но мне хотелось, чтобы у детей сложилось впечатление, что всей этой работой руководит не учитель, а они сами. Объяснение последовательности работы над проектом для всего класса было бы неэффективно. Мне на помощь были призваны родители-консультанты (по количеству групп, которые отвечали на вопросы детей и координировали их деятельность.
В зависимости от предложенных эскизов в «банке творческих идей» мы с родителями выделили три направления деятельности :
1. знаки зодиака
2. животный мир
3. работы достаточно простые для изготовления.
С родителями обсудили план их деятельности
1. Все разумные предложения детей по созданию проекта приветствуются и
одобряются.
2. Родители направляют при выборе тематики работ, в формулировке цели и
задач проекта.
3. Консультируют в процессе поиска информации, оказывают помощь в
составлении плана предстоящей деятельности.
4. Контролируют за соблюдением правил техники безопасности. Оказывают
помощь в обеспечении проекта.
5. Консультируют в выборе формы защиты проекта. Выступают в качестве
эксперта.
Далее началась работа в группах с родителями консультантами. На одном из этапов групповой проект как бы «разбился» на индивидуальные (ребята в парах или индивидуально выполняли свои работы). Такой способ разделения обязанностей, при котором каждый учащийся выполняет одну и ту же работу, но с разными объектами, позволяет более точно усвоить способ какой-либо деятельности и дает возможность увидеть свой вклад, в общий продукт.
О том, как проходила работа в группах, дети сами рассказали в процессе защиты проекта. Мы предоставили учащимся возможность самостоятельно, но под контролем консультантов, сформулировать цель проекта и определить последовательность их деятельности. Групповые обсуждения на начальном уровне формирования коммуникативной компетентности проходят под руководством, ведь очень важно, чтобы дети освоили элементарные процедуры говорения, возражения, обращения.
Я поинтересовалась у детей, понравилось ли им работать над проектом, 2 человека из 28 сказали что нет. Почему? Один не смог объяснить, второй сказал, что не понравилось собирать листья. В тот же день на факультативе «Развитие речи» проверяя домашнее задание (по вопросам составь и запиши текст – описание о животном) второй ребё нок читает: «… На его макушке торчали большие уши, похожие на листья ивы. … Последнее, что я увидел, это его маленький хвостик, похожий на лист ольхи».
Участие в проекте сплотило детей, научило их работать в группе. Ребята были увлечены тем, что они делали каждый день, с огромной радостью и удовольствием воспринимали новую информацию, общались друг с другом в неформальной обстановке.
Итак, подведём итог.
Цель проектно-исследовательского обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, развивают мышление.
Я считаю, что такая работа позволяют учащимся получить первый опыт совместной ответственности при большем или меньшем разделении обязанностей, а также опыт группового обсуждения.
Кроме того, проекты создают благоприятную ситуацию для формирования способности планировать и сопоставлять свой замысел с полученным результатом.
Но в начальной школе учитель и родители играют важную роль в выполнении проектно-исследовательской работы учащимися : контролируют, направляют, помогают. В приобщении детей к данной деятельности важен как результат, так и сам процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Данная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутые результаты.
ВЫВОД:
при использовании проектно-исследовательской технологии каждый ученик:
1. учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
2. приобретает коммуникативные навыки и умения;
3. овладевает практическими умениями исследовательской работы:
4. собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.