Дмитриева Ирина
Проектная работа с учащимися «Если про кашу не забудешь, здоровым и спортивным будешь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Если про кашу не забудешь, здоровым и спортивным будешь!
Введение. Социологические службы считают, что существует проблема в употреблении каш среди школьников и взрослых. Дежуря в столовой нас заинтересовало почему такой полезный продукт, как каша остается на тарелках в наших столовых? Почему учащиеся младших классов массово отказываются от каш, а учащиеся среднего и старшего звена предпочитают кашам «пиццу» и булочки? Почему учащиеся не имеют понятия о правильном и здоровом питании?
Публикация «Проектная работа с учащимися „Если про кашу не забудешь, здоровым и спортивным будешь!“» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Исконно русское блюдо «каша» является полезным и важным продуктом питания для людей любого возраста и спортсменов. Диетологи уверены, что лучшего блюда, чем каши не существует.
Актуальность: Наш проект направлен на популяризацию здорового питания. Он будет полезен учащимся, спортсменам, родителям и учителям работая над данным проектом я пытался разобраться, какие каши полезнее, как они влияют на здоровье.
Приняв эту информацию к сведению, мы решили провести анкетирование среди учащихся нашего лицея. Подготовили вопросы и приступили к работе.
Гипотеза: В начале исследования предположили, что если в кашах сосредоточено много полезных, и хорошо усваиваемых питательных веществ и минералов, то они имеют положительное значение для организма человека, употребление в пищу каш приводит к росту и развитию растущего организма, сохранению и укреплению здоровья, поднятию настроения и укрепление иммунитета.
Цель проекта : Выяснить действительно ли каши полезны для здоровья человека. Привлечь учащихся к теме здорового питания. Сформировать, у учащихся и спортсменов лицея представления о необходимости и важности здорового питания.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать различные источники по данной теме.
2. Выяснить химический состав круп и пользу каш из них для здоровья.
3. Провести опрос среди учащихся нашего лицея
4. Провести сравнительный анализ каш среди школьной столовой и детского сада
5. Поставить химический эксперимент «определению питательных веществ в кашах»
6. Обобщить изученные материалы, сделать выводы и дать рекомендации
Объект исследования: различные виды каш и круп
Предмет исследования: химический состав и значение каш
Методы исследования: Теоретический (анализ фактов из литературы интернет источников). Эмпирический (сравнение, сопоставление, проведение опроса). Математический (статическая обработка). Исследовательский (эксперимент по определению питательных веществ в кашах)
Практическая значимость работы : Результаты исследований могут быть использованы уроках ОБЖ, классных часах, посвященных здоровому образу жизни и приобщении учащихся к правильному и здоровому питанию. Расширят кругозор как взрослых, так и детей.
1.1. История возникновения каши
Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы, из которой и варили древние славяне первые каши. «Праматерью хлеба» называют кашу в народе, потому, что попробовав случайно запёкшийся кусочек каши, людям пришло в голову печь лепёшки – хлеб. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов. Так, в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые делали из сухарей, а также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая, белужья. Рыбу мелко крошили и смешивали с разваренной крупой. Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле, морковные, репяные и множество других каш из овощей. С кашей связана вся история российского государства. Без неё невозможно было представить ни одно торжество или праздник. Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось. Каша служила и символом перемирия, варили «мирную» кашу, вместе съедали. В древних русских летописях сами застолья часто именовали «кашей». А кто не слышал про знаменитую Суворовскую кашу? После одного из тяжелых сражений у солдат войска Суворова совсем не оставалось, и пропитание закончилось. Мудрый полководец всю ночь не смыкал глаз и принял решение: собрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котел и сварить кашу, какой бы чудной она не показалась. Каша получилась на удивление вкусной, восстановила силы всему войску. В народе её прозвали Суворовской.
Существовало множество способов гадания на каше. Например, накануне Рождества, когда едят кутью, сладкую кашу из риса, был распространен такой необычный способ предсказания урожая. Хозяин дома, зачерпнув полную ложку этой каши, швырял её под потолок: чем больше зерен прилипнет к потолку, тем богаче урожай. По старорусским традициям, во время свадебной церемонии жених с невестой обязательно готовили кашу. Тогда же родилась пословица: «С ним каши не сваришь». В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины - гречишницы, 26 июня. Дома украшали букетами из гречихи, молились о хорошем урожае. В этот день готовили гречневую кашу, заправленную грибами, яйцами или с молоком для нищих и путешественников. В древнем Риме гладиаторы в качестве пищи получали ячмень. Их так и называли «ячменные мужчины», поскольку от них требовалась сила, мужество и выносливость. Всем этим их обеспечивал ячмень. Великий Пифагор в своей математической школе для концентрации внимания, бодрости и достижения высоких результатов поддерживал диету, основным продуктом которой был ячмень. Кто из вас хочет подружиться с математикой? Подружитесь тогда и с ячменной кашей. А знаете ли вы, что помимо математических талантов Пифагор был чемпионом Олимпийских игр по борьбе «панкратион» (что-то вроде современного рукопашного боя, чему по его словам помогала особая ячменная диета. Ячмень придает телу силу, а голове свежесть. Ячневые каши из ячменя были любимым блюдом Петра I. Он признавал «ячневую кашу самою спорою и вкусною». Видимо, и основатель нашего города знал об удивительных свойствах ячменя очищать организм от вредных веществ, избавлять его от таких недугов как аллергия и нарушение обмена веществ. Каша была незаменимым подспорьем во время воин, ещё в 1239г Александр Невский оценил её значимость (во время походов, как сытное и бесхлопотное блюдо. Что ещё можно приготовить на костре (в полевых условиях, как не кашу. Ведь для крупяной каши достаточно было иметь крупу и воду, а в походе это не заменимо т. к. каждый килограмм провизии мог замедлять передвижение войск. Каши для солдат были и есть главной пищей дарующей здоровье и силу
1.2 Виды каш и их значение для человека.
Россия всегда была аграрной страной. На протяжении многих веков человек питался кашами, на фоне этого организм человека формировался и эволюционировал. Растениям природа даровала способность аккумулировать в себе энергию на основе солнечного света и извлекать питательные вещества из земли. Человеческий организм самостоятельно может производить только малую долю жизненно необходимых веществ, поэтому человеку с древнейших времен приходится заниматься выращиванием растений для своего питания. Самыми распространенными зерновыми культурами на земле являются пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, кукуруза, просо, гречиха. Из них производят купу и муку. В зависимости от степени помола крупы имеют три фракции: мелкую, среднюю и крупную. Их используют для приготовления каш, гарниров, отваров.
Пшеница. Из нее производят муку, макаронные изделия, различные крупы: манную, полбяную, пшеничную. В манной крупе много крахмала (70%, белков, мало витаминов и клетчатки. В пшеничной крупе много фосфора, серебра, цинка, циркония, железа, есть бета-каротин, витамины В1, В2, РР, белок, растительные жиры и крахмал. (см. приложение 3). Пшеничная каша источник энергии, обладает общеукрепляющим свойством.
Овес. Из него делают овсяную крупу, толокно, овсяные хлопья. Овсяные отруби содержат 6% -15% – растворимой клетчатки, которая помогает понижать уровень сахара в крови, оказывает тонизирующее действие и контролирует жировой обмен. Овсянка способствует укреплению костей, зубов, снижает уровень холестерина, доказано влияние овсяной каши на эндокринную систему, она полезна для диабетиков.
Ячмень. Природный витаминно-минеральный комплекс. Известен с незапамятных времен. Из него получают перловую и ячневую крупу. Содержат витамины группы В, белок, минералы, в частности селен, который является антиоксидантом, укрепляющим сосуды (см. приложение3).
Просо. Из него получают пшенную крупу. Известен с древних времен, хотя сравнительно молод по сравнению с пшеницей, рисом, овсом. В нем содержится никотиновая кислота, медь и марганец, поэтому оно обладает способностью стимулировать кроветворение. И расширению коронарных сосудов. Оно способно выводить из организма остаточные антибиотики и продукты разложения (при приеме антибиотиков надо ежедневно есть пшенную кашу). Обладает мочегонным свойством. Учеными выявлена особенность пшена уменьшать рост опухолей. Укрепляет кости, его используют для сращивания костей при переломах. Укрепляют мышечную систему.
Рис. Ценная культура. Из него производят крахмал, рисовую крупу, лапшу и муку. Богат углеводами, легко переваривается, в нем мало жиров, поэтому организм быстро усваивает содержащуюся в нем энергию. Содержит витамины В1, В2 и В6, которые необходимы для обмена веществ и минеральные вещества кальций фосфор и магний. В сочетании с фруктами рис используют для очищения организма от шлаков. Создает сытость за счет входящего в его состав крахмала, витаминов и минералов. Содержит калий, который обеспечивает водно-солевой обмен. Дарит долголетие, недаром его постоянно используют в странах, где много долгожителей и людей преклонного возраста (см. приложение3).
Рожь. Из нее производят ржаную крупу. Содержит витамины группы В, Е, РР и А. в ней так же много калия, магния, железа. Калий магний и селен нужны для правильной работы сердечно - сосудистой системы. Железо и кобальт поддерживает уровень гемоглобина в крови. Входящий в состав йод поддерживает работу щитовидной железы, и необходим для роста, умственного, полового и нервно – психического развития. Повышает тонус, поднимает настроение. Обладает общеукрепляющим действием
Кукуруза. Содержит витамины группы В, А, Е, РР, железо, кремний. Относится к низко аллергенным, что важно при употреблении ее в детском питании. Тормозит процесс брожения в кишечнике. Полезна для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний (см. приложение3).
Гречиха. Служит сырьем для производства гречневой крупы и муки. В ней много микроэлементов, белков, которые так необходимы человеку. Укрепляет иммунную систему, улучшает кровообращение, снижает уровень холестерина. Незаменима в питании детей и взрослых (см. приложение3).
2.1 Социологический опрос.
Свою работу начали с проведения опроса и анкетирования учащихся нашего лицея, учителей и воспитанников детского сада. (см. приложение1) Понаблюдав за питанием учащихся в столовой увидели, что полезная во всех отношениях каша у многих остается на тарелках, спросил об этом у работников столовой. Они сказали: «В тот день, когда мы готовим кашу, почти вся она остается в тарелках. А старшие учащиеся почти не едят каш».
2.2 Результаты исследования.
Для выяснения популярности каш в рационе современного ребенка и их пользе для растущего организма, был проведен социологический опрос в детском саду № 4 и лицее № 4.
По результатам опроса детей подготовительной группы детского сада (было опрошено 16 воспитанников детского сада) (см. приложение 2) 1. Знают о пользе различных каш 5 человек. 2. Манную кашу любят 6 человек 3. Овсяную 2 человека 4. Рисовую 5 человек 5. Гречневую 2 человека 6. Кукурузную дома не готовя 7. У 1 человека каши дома не готовят, и он их не ест даже в детском саду.
По результатам опроса учащихся нашего лицея, было опрошено 92 человека (учащихся 6-10 классов, мы получили следующую картину (см. приложение 2) :
Знают о пользе каш знают все. Но не все знают, какие каши наиболее полезны и в каких кашах содержится наибольшее количество питательных веществ, которые способствуют нормальному пищеварению, полезны для роста, развитию умственных способностей, помогают быстрее восстановиться спортсменам после тяжелых тренировок. Любят каши – 70 человек. Не любят – 19 человек. Вопрос вызвал затруднение у 3 человек (см. приложение2). 1. Манную кашу любят- 27 человек 2. Рисовую – 43 человека 3. Овсяную кашу любят – 26 человек учащихся 4. Гречневую - 41 человек 5. Пшенную - 24 человека 6. Перловую - 17 человек 7. Пшеничную - 11 человек
О пользе каш знают 80 учащихся. Родители готовят каши дома у 65 учащихся, не готовят у 26 человек. На вопрос, нравится ли каша, приготовленная в школьной столовой, 82 человека ответили отрицательно. Знают о пользе и важности каш для спортсменов - 55 человек, не знают 2 человека, не уверены, что знают и хотели бы знать об их пользе 35 человек (см. приложение2).
Опросив преподавателей нашего лицея (45 человек, мы узнали, что все знают о пользе каш, но к сожалению большинство – 39 человек, из- за нехватки времени, готовит каши только раз в неделю, 2 учителя готовят кашу - 3 раза, 2 человека - 4 раза и один готовит кашу ежедневно (см. приложение2).
Опрос учащихся показал, что каши дома готовят: 1 раз в неделю - 41 человек, 2 раза – 9 человек, 3 раза – 8 человек, 4 раза – 11 человек, 5 раз – 8 человек, 6 раз -5 человек, каждый день – 10 человек (см. приложение2).
В результаты проведенных исследований мы выявили, что учащиеся знают о пользе каш. Самой любимой и популярной кашей у лицеистов и дошкольников является рисовая, на втором месте гречневая, манная по популярности занимает третье место. К сожалению, о конкретной пользе той или иной каши не знает никто. Решив выяснить, какие продукты питательнее, каши, булочки, йогурт, пицца, сухарики или сникерсы? Почему диетологи рекомендуют каши не только детям и взрослым, но и спортсменам при проведении тренировочного процесса? Чтобы выяснить ответы на данные вопросы, провели следующий эксперимент, в котором участвовали учащиеся 9б класса, в количестве 6 человек. Нам понадобился секундомер и продукты питания. Для эксперимента взяли следующие продукты, которые были в нашей столовой: кашу, шоколадка, чипсы, сухарики, пиццу и йогурт, принесенный из дома. Ребята, которые ели кашу, захотели повторно есть, через 2 часа 25 минут. У евших «сникерс», голод наступил через 25 минут. После чипсов, есть захотелось через 30 минут. После употребления йогурта, через 34 минуты. Евшие пиццу ощутили голод уже через 45 минут, сухарики через 40 минут (см. приложение3).
продукты каша шоколадка чипсы сухарики йогурт пицца
чувство голода 2ч. 25мин. 25 мин. 30 мин. 40 мин. 34 мин. 45 мин.
2.3 Анализ меню школьной столовой лицея №4 и дошкольного детского учреждения.
Изучили меню образовательного учреждения по поводу частоты включения каш в рацион лицеистов и воспитанников детского сада №4.
Результаты. Проанализировав меню школьной столовой и дошкольного учреждения, мы выяснили, что каши готовятся в каждом образовательном учреждении. Но ежедневное включение каш в рацион был только в дошкольном учреждении. Более широкий ассортимент наблюдался в детском саду. (в 100 раз чаще, это в 3 раза больше, чем в школьной столовой). Выдвинутая в начале проекта гипотеза, о наличие в кашах питательных веществ витаминов и минералов нашла свое подтверждение, при помощи опытов, мы определили наличие углеводов и белков в кашах.
2. 4 Определение в кашах опытным путем питательных веществ: углеводов (крахмала, белков.
Оборудование и реактивы: пластиковые стаканчики, дистиллированная водой, каши, раствор йода, гидроокиси натрия (30% NaOH) и сульфат меди (1% CuSO4) (см. приложение 3)
Ход работы:
1. Приготовили каши (гречневую, пшеничную, кукурузную, рисовую, перловую). Измельчили их. Разложили в стаканчики.
2. Разбавили каждую дистиллированной водой, дали отстояться.
3. Разлили в стаканчики, которые пронумерованы.
4. Определили наличие крахмала и белка в полученном материале.
А) Проба №1. Показывает наличие углеводов (крахмала) в образцах приготовленных каш.
На пронумерованные тарелки наносим отфильтрованный материал и добавляем в него пипеткой капельку йода.
Б) Проба №2. Показывает наличие белка в представленных образцах.
Кладем в чистые пронумерованные пробирки нефильтрованную кашу. Добавляем двойной объем 30% NaOH. Перемешиваем, доливаем 2-3 капли 1% CuSO4, вновь тщательно перемешиваем.
Выводы:
1. При фильтровании образцов заметили, что образцы из стаканчиков №3, №6, №7 очень плохо фильтруются, значит в них большое содержание клейковины.
2. При помощи йода определяем наличие крахмала в опытных экземплярах. Во всех образцах наблюдается реакция на йод. Данные образцы окрашиваются характерно синий цвет. Больше всего наличие крахмала показали образцы, №2 и №7, в них опытный материал окрасился наиболее интенсивно. (самая темная окраска).
3. Определяя наличие белков мы наблюдали красно-фиолетовое окрашивание в опытных материалах. Это реакция на белок. Опытным путем мы установили, что все образцы имеют в своем составе белок. Но больше всего белка содержит пшенная, пшеничная, перловая и гречневая каши, это образцы под №1, №2, №4, №7, в них материал окрасился более интенсивно и приобрел темно-фиолетовый цвет. (см. приложение)
3. Общие выводы по проделанной работе
Данный проект научил самостоятельно искать информацию, исследовать и ставить эксперименты. Работая над ним, мы узнали о пользе различных каш для нашего организма. Увидели, какие каши и как часто включают в питание детского сада и лицея №4. Получили ответы на вопросы: Знают ли ребята, что каши полезны? Как часто и какие каши готовят у них дома? Какие каши любят дети? Есть ли каши в спортивном меню? И какие каши употребляют спортсмены в соревновательный период? Какие питательные вещества имеются в кашах? Исходя из вышесказанного делаем вывод:
1. Каши, благодаря их химическому составу являются полезным продуктом для здоровья взрослых, детей и людей занимающимися спортом. В кашах содержатся питательные вещества (углеводы и белки). Наибольшее содержание крахмала находится в перловой и пшенной кашах. А белков в пшенной, пшеничной, перловой и гречневой. Употреблений вышеперечисленных каш приводит к росту мышечной массы, поэтому они так популярны у людей, занимающихся атлетизмом, тяжелой атлетикой, единоборствами и служащих в рядах Российской армии.
2. Каши способствуют профилактике некоторых заболеваний и помогают восстановлению организма.
3. Наиболее полезными являются перловая, овсяная, ячневая и гречневая каши.
4. Манная каша полезна для гимнастов, фигуристов и людей, ведущих активный образ жизни, так как содержит много углеводов и после ее употребления к тренировкам можно приступать уже через 20 минут.
Анкетирование и анализ исследований показал, что каши популярны в рационе питания детей и взрослых. Ребята любят каши и считают полезными для организма, так как зерно, из которого их варят, содержит различные витамины и микроэлементы. Знают, что каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов. Исходя из выше сказанного можно с уверенностью сказать: крупы – важный источник растительных белков и углеводов. Содержат много минеральных веществ и витаминов, особенно группы В. Полезность каш очевидна и не вызывает сомнений. Каши достаточно сытны и идеальны для завтрака. Не способствуют увеличению веса. По данным Королевского колледжа в Лондоне, утренние каши повышают концентрацию внимания на весь день. Мы даже не догадываемся о том, какую ошибку совершаем, не кушая кашу. С утра организму нужна порция сложных углеводов, а пичкая свой организм пиццами, чипсами и другими вредными продуктами, мы лишаем его витаминов и микроэлементов необходимых нашему организму для нормальной работы. Каши продукт, которые необходимы для нормальной работы организма. Их необходимо употреблять хотя бы раз в день. Чтобы привлечь учащихся к теме здорового питания, организовали для учащихся младших классов конкурс загадок, нашел пословицы и поговорки про каши (см. приложение 5). Создали буклеты о пользе различных каш и их приготовлении. Сделали презентацию, и в дальнейшем планируем выйти с ней классные часы.
Работа над проектом научила самостоятельно искать информацию, исследовать и ставить эксперименты. Дала новые знания о пользе каш и влиянии их на организм. Подтвердилась ранее выдвинутая гипотеза о том, что каша является полезным и незаменимым продуктом. На основании собранного материала, был разработан и напечатан буклет с советами, для учащихся и детей, занимающихся спортом (см. приложение 4). Создана памятка о пользе различных каш и их приготовлении (см. приложение 4). Придуман кроссворд (см. приложение 5).