Татьяна Исакова
Конспект интегрированной НОД по музейной педагогике «В гостях у Марьи-искусницы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция : «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное», «Речевое», «Социально-коммуникативное», «Физическое»
Цель: Приобщение детей к социокультурным ценностям русского народа
Задачи:
Образовательная: Пополнить, расширить и закрепить знания детей о народных промыслах - русских кружевах (учить видеть красоту кружева, кропотливый труд мастерицы)
Учить аккуратно, старательно, рисовать кружевную салфетку нетрадиционным способом.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по музейной педагогике „В гостях у Марьи-искусницы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая: развивать воображение, эстетическое восприятие; развивать интерес к народным традициям и обычаям. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать их словарь (кружевницы, коклюшки, лучина); Закреплять способы и приемы рисования нетрадиционными материалами; развивать творческие способности.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщать детей к народному искусству.
Материал к занятию: Кружевные изделия, русские народные костюмы, аудио запись русской народной мелодии, ИКТ (слайды, акварельные краски, кисти, салфетки с любым узором, цветная бумага, стаканчики с водой.
Ход НОД:
Звучит русская народная музыка. Дети и воспитатель входят в «избу» где их встречает хозяйка, Марья – искусница.
Воспитатель: Здравствуй Марья искусница! Мы с ребятами пришли к тебе в гости.
Марья – искусница : Здравствуйте гости дорогие! Проходите, садитесь. Дай бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье и бытье, и здоровьице.
Ребята, какие вы все красивые, да нарядные! А вы знаете, чем в старину на Руси украшали одежду? (ответы детей) А вот послушайте:
Коль одежда надоела,
На обновку денег нет,
Ни к чему сидеть без дела,
Как тут быть – один ответ:
Например, украсьте платье,
Вы обшейте рукава.
А для этого занятья
Вам помогут…
(кружева)
Кружевами украшали одежду, скатерти, покрывала, занавески на окна. Плели необычайной красоты салфетки, платки. (Показ слайдов)
Кружевоплетение - необыкновенное искусство и очень старинное ремесло. Кружева можно вязать спицами, крючком и даже обычной иголкой.
(Достает и показывает кружевные салфетки) Посмотрите на эти салфетки, потрогайте их.
В старину ребята кружева плели на специальной подушке деревянными палочками коклюшками. (Показ слайда). К подушке прикрепляли узор на бумаге с отмеченными точками. Именно в нем и хранился секрет мастерицы. Ее неповторимый рисунок.
На Руси начинали учить девочку плести кружева уже с пяти лет. Сначала она выплетала простую тесьму. Каждый новый узор становился сложнее и сложнее. Со старанием приходило и умение. А образы для составления узора кружевницы находили в окружающей их природе – в лесу, в поле, на реке.
И появлялись на кружевах «елочки», «рыбки», «цветочки» и «паутинки» (слайды).
При слабом свете лучины, девушки пели и плели кружева. Тяжелый был труд у кружевниц, но они любили свое дело и поэтому у них кружева получались очень красивыми.
Ну а теперь приглашаю вас ребятки поиграть в игру «Заря – заряница». Посмотрите, какую я красивую карусель смастерила, атласными лентами украсила. Выходите в круг.
Игра:
Хозяйка держит шест, на котором закреплены разноцветные ленты.
Водящий, идет вокруг играющих детей. Остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:
Заря – Заряница - Красная девица по полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые
Раз, два – не воронь, беги, как огонь!
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого приглядел, тот бросает конец своей ленты и они бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободный конец ленты, тот становится в круг, опоздавший остается водить.
Марья искусница : Ах, батюшки! Заигралась я с вами, что дитя малое! А ведь мне к празднику дом надо украсить, салфеток навязать (хватается за голову)
Воспитатель: А давай мы тебе поможем. Коклюшек у нас нет, да и вязать крючком мы пока не научились. Но зато мы очень любим, рисовать и рисовать не совсем обычным способом. Мы сплетем салфетки необычным способом. А для начала разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика:
- Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду
Кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле: белоснежные, легкие, воздушные. Поэтому нам понадобиться белая гуашь.
Возьмем кисточку и нанесем на ту часть салфетки, которая с узором белую краску. Затем аккуратно сверху поместим лист бумаги и слегка пригладим. Аккуратно снимем лист с салфетки. Вот такие красивые, ажурные кружевные салфеточки у нас с вами получились. А кто мне скажет, чем плели в старину кружева? А что украшали кружевами? Молодцы ребята!