Татьяна Кизилова
«Влияние звука на растения». Проектная работа по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.
Перед нами стоит проблема изучения положительного и разрушительного воздействия музыки на живые организмы.
Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на рост и развитие растении.
Цель нашей работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений.
Мы поставили следующие задачи:
1) Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;
2) Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на рост и развитие фасоли стручковой;
3) Сделать выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.
4) Составить рекомендации по использованию музыки при выращивании растений с целью стимулирования их роста и развития.
Практическая значимость работы:
Наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на растения, как не погубить их. Результаты этой работы пригодятся в сельском хозяйстве (для лучшей урожайности и скорости роста, в промышленности и во всех случаях, где используются растения.
Возможность использования полученных результатов на уроках биологии, в теплицах школы, при озеленении кабинетов.
Гипотеза данной работы:
Классическая музыка положительно влияет на рост и развитие растений, а рок-музыка - отрицательно (или не влияет на рост и развитие).
Объект исследования: растение семейства бобовых – фасоль стручковая
Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения.
Методы исследования: экспериментальный, статистический
визуализации.
1. Обзор литературы
В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: что существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного влияния на человека и на живые организмы.
2 Собственные исследования
Налетят лесные птицы.
Зашумят грачи, а с ними — Зацветут, зазеленеют.
Оживут леса и рощи.
Чтоб зацвести, земля должна Услышать голос соловьиный.
Прозаики также отметили влияние звуков на рост растений. Тончайший знаток русской природы М. М. Пришвин в миниатюре «Лесной ручей» писал:
«…и чудится, будто травы растут под музыку».
В древнем кахетинском предании «Лоза и соловей» сказано:
«Однажды соловей с таким пылом свистел и заливался, что у лозы от страсти быстро стали расти ее зеленые усики».
Рассказывают, будто во время концертов арфистов, виолончелистов и скрипачей, проводившихся в Древнем Риме в садах богатых патрициев, на глазах изумленных слушателей раскрывались бутоны роз…[5] Растение с момента его появления сопровождают самые разнообразные звуки, которые ему отнюдь не безразличны.
2.2 Первые научные опыты по влиянию звуков музыкальных инструментов на рост растений
В связи с этим можно предположить, что факторы, благоприятствующие движению цитоплазмы, способствуют и росту растений.
Опыты над стыдливой мимозой, проведенные индийскими исследователями, подтверждают правильность этого предположения. Стыдливая мимоза — небольшое сорное растение тропических стран. Для нее характерна очень высокая чувствительность к различным раздражителям. Стоит слегка прикоснуться к ее сложному перистому листу, как небольшие листочки начинают быстро опускаться вниз. Растение как бы смущается от прикосновения. Вот почему эту мимозу назвали стыдливой.
2.3 Строение растений и процессы, происходящие в них
Есть один неразрешенная и в то же время очень интересная проблема: каков же механизм воздействия музыки на растения? Вопрос в непосредственном физическом влиянии звуковых волн на растение или в каком-то другом действии самих музыкальных мелодий, тональностей, тембров, поскольку избирательность их действия на растения тоже четко показана?
Таким образом, в растительных клетках есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение. Данный процесс получил название резонансный механизм.
Далее необходимо более подробно остановиться на внутреннем строении листа. На листовой пластинке многих видов растений четко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью. На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся парные зеленые клетки, между которыми есть щель. Пару замыкающих клеток и межклеточную щель между ними называют устьицем. Через устьице проходит газообмен и испаряется влага.
В основе биологического воздействия музыки на растения лежит резонансный механизм. Резонанс - это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.
Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация- явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу. Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда их колебаний их возрастает. В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.
При музыкальном воздействии на растения наблюдаются эффекты и, очевидно, за счет явления резонанса. Этот факт не вызывает у ученых сомнений в его применимости. Таким образом, можно видеть последовательную связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций на основе резонанса, происходящего в растительных клетках. Но этот механизм, на мой взгляд, очень сложен, и должен найти свое подтверждение в новых исследованиях ученых. В дальнейшем я хочу на практике показать, как влияет музыка на растения.
2.4 Научные открытия и практическая польза
В 70-ые годы учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.
В США Дороти Ретеллек в 70-ые годы проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки. Продолжительность прослушивания музыки имеет значение! Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе. Стиль музыки имеет значение! Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света. Инструменты, которые звучат, имеют значение! Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй — северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.
В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе. Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.
Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее, в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта растения.
В настоящее время ученые большое внимание уделяют звуковой обработке семян с целью стимуляции роста растений. Сотрудники университета штата Каролина (США) обнаружили, что шум реактивного двигателя ускоряет прорастание семян сахарной свеклы и репы. Исследователи предположительно объяснили это способностью звука разрушать внешнюю оболочку семян и активированием процессов жизнедеятельности. Можно предположить, что пение птиц в природе, например трели жаворонка над полем, является своего рода стимулятором роста растений. В пользу этого предположения свидетельствует то, что максимум пения птиц в средней полосе совпадает с периодом наиболее интенсивного роста растений. Однако для окончательного решения этого вопроса необходимы строго научные опыты.
2.5 Лабораторное исследование воздействия музыки на растение семейства бобовых фасоль стручковый
Цель исследования: изучение влияния звуков музыки на рост и развитие растений.
Задачи исследования:
1. Изучить влияние различных музыкальных мелодии на жизнидеятельность растении.
2. Провести исследования практического характера для получения информации по вопросу влияние различных мелодии на растения.
3. Сравнить результаты наблюдений.
4. Используя теоретический и практический материалы, сделать выводы о влиянии различных мелодии на растения (на примере фасоли стручковой).
Объект исследования: растение из семейства бобовых – фасоль стручковая.
Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения.
Методы исследования:
экспериментальный;
статистический;
визуализации.
Ход исследования.
Для лабораторного исследования использовались три абсолютно одинаковых семени фасоли стручковой семейства бобовых, выращенных после шестидневного окутывания во влажной среде. Семена фасоли имели одинаковые всходы и были посажены в три одинаковых горшка, и в течение 26 дней за ними осуществлялся уход с соблюдением всех агротехнических приемов и условий исследования. При выращивании фасоли в двух из трех горшков использовалось музыкальное сопровождение. Записи условно разделены были на 2 группы:
рок–музыка,
классическая музыка.
По условиям исследования растения в горшках ежедневно ставили в пустой аквариум с закрытыми стеклянными стенками на 2 часа и создавали музыкальный фон согласно условиям данного исследования.
Частота эксперимента обеспечивалась относительным постоянством таких абиотических факторов, как :давление, температура, продолжительность светового дня, влажность.
Воздействие звуками музыки проводилось ежедневно на протяжении 20 дней эксперимента в течении 30 минут утром и в течении 1 часа с 19:00 до 20:00 ч. вечером.
На основании результатов опыта и дневника наблюдения мною сделаны таблицы и диаграммы, отражающие результаты опыта, и составлен фоторяд, подтверждающий эксперимент.
Влияние звуков рок-музыки на растения:
-отстает в росте, что подтверждается длинной корневой системы, длинной междоузлий, корреляций листьев
-ослабевает корневая система и вообще, низкочастотная музыка (в частности, рок-музыка) ухудшает рост в целом.
Таким образом, на основе полученных мною данных можно утверждать,что воздействием звуков музыки на культурные растения можно ускорить рост,а следовательно и развитие растения. Считаю, что действием музыки можно ускорить сроки плодоношения, которое приведет к увеличению урожайности.
Хотела бы рекомендовать использовать классические мелодии для выращивания культурных растений.
Заключение
В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного воздействия на человека и на живые организмы.
Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей, но и на другие живые организмы. А рок – музыка действует разрушительно на все живые организмы. Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.
Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.
Лабораторные исследования показали, что классическая музыка положительно действует на растение, способствуя его росту и развитию. Рок – музыка действует на растение негативно.
Результаты дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка классическая благоприятно воздействует на рост и развитие растений, а рок– музыка угнетает или ослабляет данные процессы.
Таким образом, наша гипотеза о воздействии музыки на растения как на живые организмы подтвердилась – музыка воздействует на рост и развитие растений.
Список использованной литературы
1. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век №3, 2008г -56с.
2.. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. М. : АСАДЕМА, 2001г -69с
3. Ситникова Н. От песни до симфонии или Давайте слушать музыку О мордовской музыке - Саранск Мордовское книжное издательство, 1989г. - 224с.
4.. Я познаю мир: детская энцикл. : Музыка Сост. А. С. Кленов; Под ред. О. Г. Хинн. - М. : АСТ, 1999. - 456с.
5. Лисовская Т. Ф. Влияние музыки на организм человека [Электронный ресурс]-105с.
6 Филинкова В. Влияние музыки на живые организмы - 25 с
7. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцaртa Пер. с aнгл. Л. М. Щукин. "Попурри", 1999г - 320с.
9. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983г -56с.
10. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М. : Чистые пруды, 2006 -35с.
11. Алиева Ю. Б. Музыка. 7-8 классы. // М., 1993г 85с.