Лилия Казакова
Проектная работа «Моделирование предметно-развивающей среды в ДОО».
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа «Моделирование предметно- развивающей среды в ДОО».
Вид проекта: среднесрочный.
Время реализации: март 2015 г. – апрель 2015 г.
Участники: воспитатели группы, младший воспитатель, родители воспитанников.
Публикация «Проектная работа „Моделирование предметно-развивающей среды в ДОО“,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Актуальность: В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Проблема: в нашей группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере федеральным государственным требованиям и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом направлении, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно- развивающей среды в группе, обеспечивающие полноценное развитие младших дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
2. Оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной и др.).
4. Создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.
5. Расширить двигательное пространство, для увеличения двигательной нагрузки.
6. Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях группы.
7. Увеличить возможности для познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирования.
Презентация проекта.
Мир детства всегда яркий, красочный, веселый и чуть сказочный, поэтому все предметы интерьера в групповой комнате детского сада должны развивать у малышей чувство эстетического восприятия, расширять кругозор, вызывать желание каждый день с радостью посещать детский сад. Наше учреждение работает по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Согласно Программе среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оформление группы для детей раннего возраста в детском саду – задача не простая, потому что это первое место, где малыши проводят время без мамы. Это самый сложный период, связанный с адаптацией ребенка. Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что кроха быстро привыкнет и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня. Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.
Создавая дизайн-проект предметно-развивающей среды группы,
участники проекта учитывали следующие принципы её построения:
Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);
вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности;
полифункциональность (обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);
интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, с учетом полоролевой специфики;
трансформируемость (возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
стабильность и динамичность предметного окружения, обеспечивающего сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
комплексирование и гибкое зонирование (легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования).
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Участники проекта создали предметно-развивающую среду в группе, в которой преобладает атмосфера тепла и домашнего уюта. В раздевалке располагаются индивидуальные шкафчики с именами детей и картинками для зрительного узнавания своего шкафчика. Здесь нашли свое место разнообразные информационные уголки для
родителей.
Развитие ребенка во многом зависит от организации предметной среды в групповом помещении. Мы постарались оформить группу в одном стиле, в определенной цветовой гамме, чтобы каждая вещь находилась на своем месте. Дети ко всему имеют свободный доступ, что способствует развитию самостоятельности, умению найти себе занятие по душе.
Малыши очень много времени проводят в групповом помещении, поэтому мы – взрослые постарались создать такую обстановку где детям интересно находиться. Кроме того, дизайн помещения несет в себе смысловую нагрузку и включает в себя развивающую информацию для детей. Помещение группы получилось эстетически привлекательным, развивающим, удобным и безопасным. Так в уголке сенсорики детей встречают веселые разноцветные матрешки, пирамидки, бусы и другие игры, а в строительном центре работают дети (строят домики из кубиков). В зоне раздачи наша любимая Елена Алексеевна угощает вкусной пищей, а в спальне сладко спят дети.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в групповом помещении созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т. д.). Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет малышам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Игровой уголок «Жилая комната»
Основной вид деятельности наших малышей — игровой. Здесь собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Игровая мебель: кухня, кроватка, кресла, диван, стол. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды.
Театрализованный центр
Дети в восторге от нашего театрализованного центра. Здесь есть герои, которые доставляют детям много радостных минут. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный и пальчиковый театр. Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Центр развивающих игр
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры.
Уголок ИЗО
Младший возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изодеятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, краски и кисти.
Книжный уголок
Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.
Уголок ряженья
Одним из любимых мест для игры девочек является уголок ряженья. Юные модницы наряжаются перед зеркалом, им очень нравиться надевать на себя яркие сарафанчики, веночки, бусы, изготовленные из ярких, красочных лоскутков ткани. Девочки любят играть в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская», мальчики - «Моряки».
Уголок уединения и экологический уголок.
Здесь дети любят посидеть с любимой игрушкой, полистать в одиночестве книжку или просто отдохнуть и успокоиться.
Игровой уголок «Гараж»
В этой зоне собраны технические игрушки: машины-самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски. В них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора. Рядом находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
Уголок питания
Мы считаем, что любой процесс, связанный с жизнедеятельностью малыша должен быть интересным ему, вызывать положительный настрой, а оформление уголка питания еще и развивать аппетит…
Спальня
Важное место в жизни ребенка занимает сон. Чтобы ребенок спокойно чувствовал себя во время засыпания, спальное помещение тоже должно быть уютным, комфортным и создавать атмосферу отдыха. В такой спальне ребенок ощущает покой, быстро расслабляется под тихую спокойную музыку и засыпает.
Эстетическая среда, созданная в группе, вызывает у детей и их родителей эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Наша группа обогащает малышей новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их разностороннему развитию.
Итоги проекта:
1. В ходе его реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах, центрах.
2. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности малышей. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Использованная литература:
1. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.
2. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4.
3. Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 5.
4. Доронова Т. Н. Об эстетике оформления групповых помещений. //Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 1
5. Короткова Н. А. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с семьёй. //Ребёнок в детском саду. – 2004. - № 2
6. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – М. : ТЦ Сфера, 2011. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
7. Полякова М. Н. Особенности организации предметно-пространственной среды. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11
8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655. Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года).
9. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011 года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).