Галина Незванова
Моделирование комфортной предметно-развивающей среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда для развития познавательной деятельности.
Центры активности детей в групповом помещении.
Центр науки и природы.
Оснащение центра оборудованием повысило познавательную активность детей, способствовало умению планировать свои действия (при проведении опытов, экспериментов с природным материалом: песком, водой, воздухом и т. п.). Уход, наблюдение за комнатными растениями вырабатывает алгоритм действий при выполнении опытов, их зарисовки. Лупа, весы, пипетки, колбочки вызывали у детей интерес и желание к совместному взаимодействию со сверстниками. Стараюсь создать ситуации, когда ребёнок с моей помощью делает открытия и когда самостоятельно. Предлагаю проверить на опыте, как это было. Стимулируя детскую познавательную деятельность, я задаю вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления (почему, отчего так происходит? Как вы думаете, что произойдёт, если). Часто провожу беседы, организовываю дискуссии с фиксацией ответов детей (если бы птицы, рыбы, кошки, собаки умели говорить, что они спросили бы, сказали бы, о чём попросили бы нас людей). Помогала обнаружить детям ошибки в их суждениях.
Публикация «Моделирование комфортной предметно-развивающей среды в группе» размещена в разделах
Изготовление настольно-познавательной игры-ходилки «Путешествие Шарика» в подводный мир, в лес, в поле, в цветочную клумбу и т. д. увлекло детей, заинтересовало их, расширило знания об окружающем мире.
Центр сенсорики.
• имеется пальчиковый бассейн с различными наполнителями (горох, фасоль, каштан, камешки, жёлуди, рис, что позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук;
• играя с мозаикой разных размеров и видов, используя при этом схемы, дети учатся самостоятельности, сотрудничеству, взаимообучаются;
• игры-шнуровки, игрушки-застёжки из ткани тренируют мышечную моторику пальцев, способствуют развитию сноровки;
• нанизывание бус на леску, составление композиций из них – всё это радует детей;
• любимы детьми кубики с картинками по сказочным сюжетам, где дети, складывая картинку индивидуально, работая в малой подгруппе, взаимодействуют, развивают мышление, наблюдательность, внимание.
Центр математического развития.
Наличие и смена игрового материала, которую стараюсь менять, чаще позволяет дать детям математическое развитие самостоятельной деятельности.
• яркий счётный материал, карточки с числами, набор геометрических фигур, раздаточный материал;
• наборы игры «Танграм» очень заинтересовали детей. Сначала, совместно со мной разбирались в схемах, впоследствии многие дети смогли самостоятельно выкладывать «Дом Бабы-Яги», «Военный корабль», «Дятла», «Деревенский дом». В процессе действия по схемам были видны взаимообучаемость детей друг от друга, взаимопомощь товарища, одобрение друзей.
Центры активности художественно-эстетического развития.
Центр изобразительной деятельности.
• наличие и разнообразие изобразительного материала способствовало выбору детьми разных видов деятельности (рисование, аппликация, лепка);
• наличие разных видов бумаги (белой, цветной, картона, наклеек, больших листов ватмана, засушенных лепестков цветов, семян, мелких ракушек, различных трафаретов по изучаемым темам позволило повысить творческую активность ребят;
• дети рисуют на доске, мольберте, на мини-мольбертах (гибкие, пластиковые подставки под горячее) школьными мелками, на них же выкладывают узоры из семян, пуговиц, косточек, камней, мелких ракушек и т. д.
• создаю ситуации для совместной деятельности детей с воспитателями, родителями. На большом листе бумаги рисую контур автобуса, дети же дорисовывают остальные элементы: окна, двери, лица в окнах, колёса и т. д. Рисую крупный фрагмент из сказки (домик старика и старухи, дом Бабы-Яги, дети же дорисовывают путешествия Колобка и другие фрагменты из сказок;
• предлагаю детям творческие задания: «Осень - рыжая лиса», «Загадки с грядки», «Вальс осенних листьев» и др. ;
• создаю условия для самовыражения детей (организую выставки детского рисунка в группе на экране батарей в светлом месте у окна). Участие в конкурсах поделок между группами тоже радовало детей.
Наличие в группе предметов декоративно-прикладного искусства создаёт комфортность среды, привлекает детей к рассматриванию игрушек, желанию сделать своими руками поделку, украсить её, придумать свои узоры.
Выставка работ-самоделок из бросового материала «Дымковские игрушки», которую мы делали вместе с детьми, привела к активизации самостоятельной деятельности детей (придумывали свои варианты росписей);
Центр конструирования.
Этот центр оборудован разными видами конструкторов. Это из любимых мест игр детей, где они взаимодействуют, общаются, учатся работать по схемам, что ведёт к развитию мышления, творческого воображения, к развитию коммуникабельности, самовыражения, индивидуальности ребёнка. Конструктор «LEGO» стимулирует умственную деятельность, мелкую моторику, способность концентрироваться, доводить начатое дело до его логического завершения. Простейший конструктор «Кубики» знакомит малыша с цветовым восприятием и формой предметов, развивает пространственное воображение. Играя в конструктор «Фигурки-вкладыши», дети учатся подбирать и соединять вместе правильные по форме и размеру фигуры, тем самым развивая пространственное воображение. Умение разбираться в схемах и эскизах развивает базовые инженерно-конструкторские способности.
Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Создаю условия для игрового музицирования (этюды, импровизации, «Сыграй как барабанщик», «Станцуй танец листочков», «Как бегает козлик» «Кузнечик- скрипач», «Бабочки-танцовщицы» и т. п.).
Костюмы, маски, разные виды театра способствовали драматизации, что детям очень нравится («Курочка-Рябушечка», драматизация стихов («Жадина» - Машковская, «Игрушки» - Барто и др.)
Создаю условия для развития режиссёрской игры по сказкам «Колобок», «Теремок». Прослушивание в записи на CD-дисках, аудиокассетах сказок – любимое развлечение детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Центр книги и речевого развития.
Для эффективного восприятия художественной литературы и фольклора создаю условия:
• знакомлю с автором произведения, его портретом;
• чтение книг с элементами драматизации (на столе вместе с книгой находятся персонажи из произведения, которое читаю);
• инсценировки, этюды по потешкам;
• драматизация по стихам;
• театр игрушек;
• игры-рифмушки;
• показ концертов по стихам в другой группе;
• для речевого развития имеются наборы сюжетных картинок, картинок с продолжающимся сюжетом;
• наличие книжек-раскрасок по изучаемым темам;
• материал для звукового анализа слов;
• схемы описательных рассказов;
• для тренировки речевого аппарата есть комплексы артикуляционной гимнастики, пособия, и игрушки для выработки направленной воздушной струи (мыльные пузыри, шары, тренажеры на палочках «Султанчик», «Подуй в кольцо» и т. д.).
Социально-коммуникативное развитие детей.
Зоны сюжетно-ролевых игр.
Предметно-игровая среда помогает ребёнку моделировать развитие игры, а игра, в свою очередь способствует его развитию. Способствую возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, путём ежедневного чтения литературных произведений о труде взрослых, о детях (беседы, драматизации). Стараюсь быть участником игр, наблюдать за игрой детей, косвенно влиять на развитие сюжета, на взаимоотношения детей, взаимодействие, умение ладить в игре, договариваться. Усложняю и обогащаю предметно-игровую среду путём использования предметов полифункционального значения. Дополняю предметами-заместителями, использую строительный материал, увеличиваю количество игрушек.
Макеты автобуса, поезда, корабля побуждают детей к совместному взаимодействию. Способствую усвоению норм и правил, принятых в обществе. Формирую гендерные представления (мальчики – сильные, смелые; девочки – нежные, женственные).
Показываю способы ролевого поведения, проводя игры по методике «Разговор по телефону».
Рада, когда дети сами благоустраивают игру, договариваются, готовят атрибуты, развивают сюжет.
Группа оборудована играми, как для мальчиков, так и для девочек: «Шофёры», «Дорожное движение», «Пожарники», «Колыбель», «Парикмахерская», «Магазин», «Айболит» и др.
Зона отдыха.
Эмоциональное благополучие ребёнка – одна из главных задач воспитателей. В уголке уединения ребёнок может отдохнуть, поиграть один. В уголке есть «Коврик злости», «Зеркало моего настроения», «Стаканчик для крика», кармашки с пиктограммами «Фото настроение», дидактические игры на развитие эмоций.
Центр настольно-печатных развивающих игр.
В этом центре большое количество игр, которые способствуют развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи, способствуют умению сравнивать, объединять по общим признакам, составлять целое из частей (мозаика, паззлы, кубики). Эти игры развивают моторику, глазомер, сообразительность, умение играть в команде, согласовывая свои действия с другими.
Физическое развитие детей.
Центр двигательной активности.
У детей присутствует врождённое стремление к движению. Для стимуляции физического развития в группе оборудован центр двигательной активности.
Оборудование центра спортивным инвентарём побуждало детей к объединению физических упражнений с игрой. Обручи превращались в цирковые тренажёры для дрессированных кошек, тигров в образе детей. Скакалка – змея, через которую интересно перепрыгивать, поймать «змею за хвост». Пройти с закрытыми глазами под натянутой скакалкой трудно, но очень весело. Нетрадиционная «Дорожка из пуговиц» превращалась в полосу препятствий, вела ребят к другим атрибутам спортивного уголка. Яркие ленты оживали в руках то юных гимнасток, то в руках волшебных фей и т. д.
В центре этого уголка – выставка портретов-открыток олимпийских чемпионов, в которых рассказываю детям о труде и упорстве в достижении цели в своём виде спорта.
Центр сохранения здоровья.
В центре здоровья имеются специальные тренажёры для развития дыхания, глазомера, измерения веса, схемы полезности продуктов и наличия в них витаминов, что особенно важно для роста ребят. Привлекает детей схемы-плакаты «Человеческий организм», энциклопедия «Тело человека».
Стремлюсь создать соревновательный момент, что даёт детям почувствовать себя членом команды, где каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность в подвижных играх на улице. В играх с кеглями, игре «Классики» использую новые варианты.
Центр труда.
Наборы инструментов «Маленький плотник», «Маленький слесарь» очень любимы детьми, они их используют в разных играх. Для ухода за комнатными цветами, для уборки тоже имеется инвентарь. Всё это способствует трудовому воспитанию.
Подбор и смена материала в центрах активности стимулирует самостоятельную деятельность детей. Наличие в группе зон, уголков, центров для свободного выбора детьми разных видов деятельности позволило развить такие качества, как любопытство, инициативность, самостоятельность.