Дубовик Татьяна Сергеевна
Проектная работа «Лук от семи недуг»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Лук от семи недуг»
Автор: Воспитанники 4 группы.
Руководитель: Дубовик Татьяна Сергеевна, воспитатель,
МАДОУ «Снегурочка».
Югорск, 2019
Введение.
Пища 3-4 летнего ребенка это смешанный стол: молоко, мясо, рыба, яйца, овощи и фрукты, хлеб. В принципе это вполне соответствует составу «взрослого» стола.
Публикация «Проектная работа „Лук от семи недуг“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Если что-то из этого списка будет исключено, рано или поздно это скажется на развитии и здоровье ребенка. Репчатый лук оказывает на организм ребенка множество полезных эффектов. Воздействие лука на организм многогранно: повышение секреции пищеварительных соков в желудке, кишечнике, поджелудочной железе; улучшение аппетита; усиление секреции слизистой бронхов; укрепление сосудистой стенки благодаря содержанию флавоноидов (особенно кверцетина, который обладает еще и противораковым действием); оказание губительного действия на вирусы, бактерии, грибки с помощью фитонцидов и эфирных масел; улучшение работы кишечника благодаря содержанию в луке клетчатки; благотворное влияние на обменные процессы в организме; нормализация содержания в крови уровня сахара достигается с помощью наличия в луке растительного гормона глюкинина; снижение до нормы уровня холестерина в крови предупреждает развитие инфаркта миокарда; употребление перед сном лука с молоком окажет успокаивающее действие на ребенка, облегчит процесс засыпания и нормализует его сон. Вне зависимости от того, в каком виде ребенок будет употреблять лук (сырым, печеным или вареным, обеспечен положительный эффект при лечении железодефицитной анемии. Бактерицидное или дезинфицирующее действие лука за счет содержащихся в нем фитонцидов и эфирных масел используется как в лечении, так и для профилактики вирусных инфекций. Лук называют растительным антибиотиком. В период эпидемии гриппа и ОРЗ, особенно при заболевании членов семьи, рекомендуется мелко порезанный лук оставлять в комнате в блюдце или подвешивать в марлевом узелке возле кроватки малыша. Учитывая низкую калорийность лука (100 г овоща содержат всего лишь 41 ккал, диетологи рекомендуют включать его в рацион при избытке веса тела у детей. Лук щедро обеспечит организм калием, необходимым для работы сердца. При выпадении и ломкости волос рекомендуется использовать маски из луковой кашицы на волосистую часть головы. Содержащийся в овоще цинк поможет укрепить не только волосы, а и ногти. Для детей старше трех лет свежий лук обязательно входит в состав готовых салатов. Но как правило дети в этом возрасте не хотят употреблять в пищу лук в готовых блюдах, а тем более лук в сыром виде, вылавливают его из супа с недовольным лицом убирая на край тарелки. И многие мамы, идя на встречу своим чадам приноровились к тому, что готовят без лука, НО…. это крайне неправильно! Вся эта ситуация плавно перерастает в проблему «Безлукового питания» детей. С помощью проекта хочется заинтересовать детей - через выращивание лука привить им потребность в его потреблении, дать детям осознание его значимость для организма.
Цель:
-формировать экологическую воспитанность дошкольников.
-активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.
-создать в группе детского сада на подоконнике мини-огород.
- показать детям на действии пользу лука.
Задачи:
-расширить знаний детей о значении лука.
-сформировать у детей интерес к выращиванию лука и способам.
-воспитать у детей интерес к изучению полезных свойств лука.
Необходимые методы и приемы для достижения поставленной цели:
Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации: периодических изданий, интернет-порталов; изучение и обобщение.
Методы эмпирического уровня: Экскурсии в торговые точки для ознакомления с ассортиментом лука (репчатый, красный, белый, зеленый, маринованный, опыты (приложение № 4, анкетирование родителей 2 младшей группы (приложение № 1 фото № 1,приложение № 3, участие в совместной опытно-экспериментальной деятельности (приложение №1 фото № 7,10,11). Данные методы позволяют расширить знания о проблеме и подойти к решению.
Тип проекта :
1. По количеству участников - групповой;
2. По продолжительности - краткосрочный;
3. По контингенту: 3-4 года;
4. По характеру координации - открытый;
5. По доминирующей деятельности – познавательно - исследовательский, творческий.
План реализации проекта :
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Сбор материала.
3. Анализ полученных данных.
4. Получение продукта проекта
5. Презентация проекта.
Основная часть.
Анализ хода работы :
Выделение и постановка проблемы. Лук поистине волшебный продукт, даруемый нам самой природой. В нем содержатся все вещества, необходимые для развития и роста организма. О пользе лука было известно еще в давние времена. В наше время репчатый лук находит широкое применение как в кулинарии, придавая особый вкус блюдам, так и в качестве лекарственного средства в традиционной и народной медицине. Вот и дети нашей группы решили вырастить лук и проверить его полезность, а также узнать, какие способы лука наиболее эффективны для ускоренного роста лука. Так как некоторые дети не знают где и как растет лук и что для это нужно.
Копилка проекта : Сказки «Три брата Луковки», «Луковая семейка».Стихотворения про лук, мультфильм «Чиполлино» «Лунтик 77сер», Загадки, пословицы, поговорки про лук (Приложение № 3). Дидактические игры: «Вершки-корешки»»,» «Опиши -мы угадаем», «Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Узнай на ощупь, «Собери картинку». Консультации для родителей: «Лук – лекарственное растение». «Грипп – лечение и профилактика». «Ангина». «Простудные заболевания». «Бронхит – лечение луком». «Лук против кашля». «Как применить лук?» Рецепты салатов от родителей. Поделки из репчатого лука. Иллюстрация «В селе Мячково Коломенского района был открыт памятник луку. На постаменте надпись: «Счастье наше луковое». Материалы для выращивания лука: почвогрунт, гидрогелевые шарики (приложение №1 фото № 2,3,4,5,8).
Картотека проекта : Проанализировав полученную нами информацию, мы приступаем к практической части нашего проекта. Изготовление морфотаблицы (МТ) (приложение № 1 фото № 13,16,21). В вертикальной части нашей МТ указанны объекты (материалы для посадки) : вода, почвогрунт, гидрогелевые шарики, в горизонтальной части расположены признаки объекта: цвет, рельеф, влажность, запах. Исследовав все объект мы пришли к выводу, что по цвету вода- бесцветная, почвогрунт- черный, гидрогелевые шарики разных цветов; по рельефу вода- гладкая, земля –шероховатая, гидрогелевые шарики- гладкие; п влажности вода соответственно мокрая, как и любая жидкость, почвогрунт сухой, гидрогелевые шарики после посадки лука влажные; по запаху вода не имеет запаха, почвогрунт имеет запах сухих листьев, гидрогелевые шарики имеют не очень приятный запах.
Модель проекта : Нами была изготовлена модель проекта «мнемотаблица» роста лука. (приложение № 1фото № 12,17,19,21). В этой таблице есть определенный ситуационный смысл: рост лука в комнатных условиях в разном посадочном материале. Результаты наших наблюдений за состоянием лука в зависимости от ухода и полива мы зарисовывали в течение 26 дней с периодичностью в 3-5 дня. Отмечали постепенный рост корневой системы в разном посадочном материале для посадки и рост зеленого пера. Мы сделали вывод, что самый продуктивный способ –это выращивание лука в натуральном посадочном материале, в почвогрунте, мы получаем результаты в течение недели. На основание мнемотаблицы и наших наблюдений мы впустили брошюру о способах выращивания лука в комнатных условиях.
Продуктом работы над проектом стала брошюра «Три способа выращивания лука от «Лисичек» (приложение № 1 фото № 14,15, приложение № 5).
Презентация проекта : Полученными знаниями мы решили поделиться с ребятами из 5 и 6 группы. Опираясь на составленную нами морфотаблицу, и нарисованную мнемотаблицу рассказали детям о том, как сажали наш огород, что для этого было нужно и показали полученный результат (приложение №1 фото № 18,20, 22, 23).
Заключение:
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Сформированы первичные представления о здоровом образе жизни и рациональном питании, о пользе употребления лука в пищу. Дети сами увидели и сделали вывод о том, как можно выращивать лук даже осенью, познакомились с тремя разными видами выращивания лука в комнатных условиях. Выяснили, что луку, как и любому другому растению нужно: свет, вода, тепло, воздух и конечно человек. С помощью исследовательской деятельности дети выявили многообразие материала, подходящего для роста лука. Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей, развито познавательное мышление. Мы гордимся результатом проекта (приложение № 1 фото № 24).
Характеристика перспектив дальнейшей работы над темой : В скором времени мы с детьми нашей группы планируем продолжить работу над выявлением самой удобной обуви на прогулке в дождливую погоду в осенний период.
Библиографический список
1. Дубровин И. С. «Все об обычном луке». М. : Эксмо, 2000 г.
2. Белова В. И. Энциклопедия здоровья. Москва, 1993
3. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования В ДОУ», Творческий
центр «Сфера» М. 2оо7
4. Интернет ресурсы
5. Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины». М. : Просвещение, 1991.
6.1000 пословиц, поговорок, загадок для самых умных малышей.
7. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. «Окружающий мир». Смоленск: «АссоциацияXXI век», 2012 г.
Клименко. – М. : АСТ; СПб. : Сова,2010. Метод моделирования в системе.
8. Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 1.
9. Богат В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1994.
Приложение 1.
Фото 1 Фото 2 Фото 3
Фото 4 Фото 5 Фото 6
Фото 7 Фото 8 Фото 9
Фото 10 Фото 11 Фото 12
Фото 13 Фото 14 Фото 15
Фото 16 Фото 17 Фото 18
Фото 19 Фото 20 Фото 21
Фото 22 Фото 23 Фото 24
Приложение 2
Стихи про Лук.
В банку мы воды налили,
Лук пузатый посадили.
Он на банке, как на троне
В новой зубчатой короне.
Только вот одна беда —
Очень мокнет борода.
Симбирская Ю.
* * *
– Какое горе! – крикнул Лук.
– Я приношу так много мук!
Хозяйка слёзы льёт полдня,
Лишь только шубу сняв с меня.
Л. Шмидт
* * *
Я ненавижу в супе лук,
Ужасней нет картины.
А бабушка твердит: — мой внук
Есть должен витамины!
Да я не против витамин,
Но в супе их не видно.
Там плавает лишь лук один,
Вот отчего обидно!
Ефимова О.
* * *
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
Жуковская Е.
* * *
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать?
Хе Лена
* * *
Почему от лука плачут?
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила:
— Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила,
Разъяснила что к чему.
Что лучок — полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.
Генералова Л.
* * *
Слёзы льются градом –
Сеня режет лук.
Брат смеё тся рядом:
— Лук тебе – не друг!
— Ничего, братишка,
Скоро твой черёд!
Лук кусачий слишком,
Сам тебя найдёт.
Кончилась потеха,
Сева трёт глаза.
Тут уж не до смеха:
На щеке слеза.
Агарков С.
* * *
Лук в стаканчике с водой.
Не зови его едой!
Я листочки не стригу,
А жалею, берегу,
Потому что это
Мой кусочек лета!
* * *
Я от боли плакал редко,
Но от лука – сколько раз!
Лук стреляет очень метко.
И не в бровь, а прямо в глаз!
* * *
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает.
Казырина Т.
* * *
Дед сказал сегодня: - Лук,
За обедом лучший друг!
Ну какой же это друг,
Если плачут все вокруг?
Режут, режут, режут лук,
Плачут, плачут, все вокруг.
Плачут бабушка и внук,
У окошка плачет жук.
Даже кошка прячет нос,
Кто ответит на вопрос?
Отчего же лучший друг,
Плакать всех заставил вдруг?
Е. Борисова
* * *
Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.
* * *
Я – лук, я – Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.
* * *
На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
Красноперова Н.
* * *
Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Тесленко А.
* * *
Там, на кухне, что за запах,
Что сбежал оттуда папа?
Там на кухне, что за звук?
Это мама режет лук!
Режет лук и плачет.
Что все это значит?
Кто же мамочку обидел?
Но когда я лук увидел,
Тоже плачу в два ручья…
Почему же плачу я?
Мне не больно, не обидно,
А слезам конца не видно!
Е. Попова
Загадки и пословицы.
Пришел барин с грядки,
весь в заплатках,
кто ни взглянет,
всяк заплачет.
Без счету одежек,
И все без застежек.
Кто его раздевает
Тот слезы пролевает
Под землей не велик
В шубе золотой старик.
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка
В золотой одёжке дед.
Ни одной застёжки нет.
Тронешь, дух пойдёт в глаза,
Сразу катится слеза.
И натерпишься с ним мук…
Чистим мы полезный …
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети?
Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает.
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а просто.
Говорят, я без застёжек,
На мне множество одёжек,
Сняли первую одёжку –
И заплакали немножко,
Оголили все бока –
Потекла из глаз река.
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь — слезы льешь.
Под тончайшей шелухой
Он скрывает нрав крутой,
Только тронь ножом – тотчас
Слёзы выдавит из глаз.
Ну а если он другой,
То с тугою тетивой.
Натянув её на сук,
Мы получим классный.
Уродился нынче лук –
Кругл на редкость и упруг,
Словно мячик непослушный,
Прямо катится из рук!
Но ему не по нутру,
Если снимешь кожуру, —
Так глаза тебе защиплет,
Что забудешь про игру.
•
Лук добр и к бою и во щах.
• Лук, что царь, стрелы, что посланнички.
• Лук да баня все правят.
• Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
• Лук семь недугов лечит.
• Оба луки, оба туги.
• Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
• Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
• Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.
• Тугой лук, — то сердечный друг.
• Будто с лука спрянул.
• Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.
• Облупил, как луковку.
• Миряне — родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая.
• Пожилина туга, и лук крепок.
• Кому до чего, а стрелку до лука.
• Людской Семен, как лук зелен; а наш Семен в грязи завален.
• Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.
• Лук от семи недуг.
• Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.
• Голо, голо, а луковка во щи есть.
• Хрен да редька, лук да капуста — лихого не попустят.
• Лук с чесноком родные братья.
• Ешь лук — чаще зубы будут.
• Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
• Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
•
• Приложение № 3.
Анкета для родителей 2 младшей группы МАДОУ «Снегурочка» корпус 2.
1. Ф. И. О ребенка:
2. Дата рождения, полных лет:
3. Употребляет ли ваш ребенок лук? (да/нет).
4. Если «да»-в каком виде (сырой, в готовых блюдах сырой, в готовых блюдах отварной, репчатый, перья.)
5. Употребляют ли в пищу лук в любом виде члены семьи? (да/нет/не все).
6. Если не употребляет-есть ли аллергия на лук?
7. Всегда ли дома есть лук? (репчатый, перья).
8. Хотелось бы вам, чтоб ваш ребенок употреблял лук каждый день (при отсутствии аллергии).
Спасибо за ответы! С уважением Дубовик Т. С.
В анкете приняли участие 12 человек.
Приложение №4.
Опыт № 1.(30.09.2019).
Цель: Формировать у детей практические знания о материале для посадки.
«Подготовка материала для посадки».
Опыт № 2.(01.10.2019).
Цель: Продолжаем закреплять у детей у детей умение пользоваться материалами и инструментами для посадки. Знакомим с технологией посадки в разнее виды посадочного материала.
«Высадка лука в контейнеры с материалом».
Опыт № 3.(07.10.2019).
Цель: Развиваем внимательность, наблюдательность, закрепляем понимание – что нужно для роста растений.
«Полив почвагрунта и гидрогелевой субстанции».
Приложение № 5.
ТРИ СПОСОБА ВЫРАЩИВАНИЯ ЛУКА ОТ «ЛИСИЧЕК».
Лук очень полезный продукт!
О его пользе многие наши дети и родители впервые узнали, принимая участие в нашем групповом проекте «Лук от семи недуг» и о пользе лука мы поведали в проекте.
«Лисички»( 2 младшая группа) решила на деле испытать все доступные для нашего возраста способы по выращиванию осенью в комнатных условиях зеленого лука.
Способ № 1. Луковица +вода +температура +яркое осеннее солнышко и конечно наши умелые ручки, любовь к природе.
Описание: Нам потребуется емкость с водой, луковица. Луковицу заранее подготовить к посадке способом срезания верней части. Луковицу садим на горлышко стакана, чтобы корешки оказались в воде. Каждые три дня меняйте воду на чистую. Через 8-10 дней луковица дает первые зеленые перышки. Приятного аппетита!
Способ № 2. Луковица + почвогрунт + температура +яркое осеннее солнышко и конечно наши умелые ручки, любовь к природе.
Описание: Насыпаем в стакан на 2/3 почвогрунт, обильно поливая чистой водой и высаживаем подготовленную как в способе № 1 луковицу. Корни луковицы должны только соприкасаться с почвой. Теперь останется подождать 5-8 дней и вкусная свежая зелень порадует вас за обедом.
Способ № 3. Луковица + гидрогелевые шарики + температура +яркое осеннее солнышко и конечно наши умелые ручки, любовь к природе.
Описание: Насыпаем в стакан на дно аквагрунт (гидрогелевые шарики, обильно поливая чистой водой и высаживаем подготовленную как в способе № 1 луковицу. Корневище луковицы соприкасается с увеличенными шариками. Этот способ самый затратный и долгий. В нем луковица дала перо только через 38 дней.
Таким образом «Лисички», испытав все три способа на своем окне рекомендуют читателям в домашних условиях использовать 2 первых способа, где применяется натуральный материал для выращивания и минимальный срок всходов зеленого пера.
Успехов вам дорогие читатели в организации своего мини-огорода на окне. Надеемся, что наши советы вам помогут.
С уважением группа № 4 «Лисички» МАДОУ «Снегурочка» корпус 2.
•