Наталия Коваленко
Проектная деятельность «Автоматизация зкука [Ш]»
«Автоматизация звука Ш»
Актуальность проблемы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения, поскольку от уровня овладения устной связной речью зависят успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие. Поэтому одним из приоритетных направлений ФГОС дошкольного образования в Российской Федерации является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Пребывание ребенка в детском саду создает благоприятные условия для проведения не только систематической работы по формированию правильной речи, но и позволяет решать задачу профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения, особенно с детьми 3-5 лет. Уже в 4 года нужно учить детей различать на слух фонемы – звуки, из которых и состоит наша речь. Чем лучше развит у ребенка фонематический слух, тем чище и правильнее будет его звукопроизношение, тем грамотнее он будет писать в школе. Поэтому работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию органов артикуляционного аппарата должна происходить параллельно с формированием фонематического слуха. К сожалению, педагоги не всегда владеют игровыми приемами по формированию звуковой культуры речи, или просто не хотят ею заниматься, полагая, что это только работа – учителя-логопеда. Многие родители не придают серьезного значения речевому развитию своего ребенка, считая, что со временем ребенок сам научится говорить правильно, да и не обладают нужными знаниями и умениями.
Публикация «Проектная деятельность „Автоматизация зкука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Цель проекта : объединение усилий всех участников образовательного процесса: учителя-логопеда, педагогов, детей и их родителей в формировании звуковой культуры речи дошкольников старшей группы (совершенствовать правильное произношение звука «Ш», развитии их речевой активности, повышении интереса к логопедическим занятиям.
Вид проекта : практический, игровой.
Участники: учитель – логопед, воспитатели средней группы, родители, воспитанники средней группы.
Продолжительность: один месяц
Задачи:
- развивать речевую активность детей;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- продолжать формировать звуковую культуру речи, умение различать и правильно употреблять в речи звук «Ш»;
- вызывать интерес дошкольников к занятиям артикуляционной гимнастикой, логопедическим играм;
- побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
- вызывать у педагогов желание совершенствовать речь детей;
- научить слышать ошибки в речи, контролировать звук «Ш»;
- научить педагогов правильно использовать игры и речевой материал по автоматизации звука «Ш» в индивидуальной работе и совместной игровой деятельности;
- вызвать у родителей желание улучшить звукопроизношение детей;
- познакомить с игровыми приемами автоматизации звука в домашних
условиях.
Этапы реализации проекта :
1.
организационно-диагностический;
2.
формирующий;
3.
заключительный.
Ожидаемые результаты: Дети проявляют устойчивый интерес к речевым играм; умеют выполнять артикуляционные упражнения: «Фокус», «Окошечко», «Блинчик», «Чашечка». Различают звук «Ш» среди звуков, слогов, слов. Самостоятельно и под контролем взрослых употребляют его в речи. Придумывают слова со звуком «Ш».
1 этап.
Организационно-диагностический
Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Мониторинг на начало учебного года.
3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
4. Подборка игр и упражнений с описанием проведения.
5. Организация предметно-развивающей среды.
Содержание деятельности :
1. Определение актуальности, проблемы, цели.
2. Наблюдение, беседы, организация диагностических ситуаций с детьми, получение результатов первоначального мониторинга.
3. Создание условий для проведения логопедических игр.
4. Подбор необходимого наглядного материала для проведения игр по автоматизации звука «Ш».
2-й этап. Формирующий
Формы работы: реализация перспективного плана работы с детьми.
Содержание деятельности :
1.
Организация предметно-развивающей среды (необходимые предметные и сюжетные картинки, атрибуты для игр, картинки артикуляционных упражнений для шипящих звуков, схемы скороговорок, картинки-символы стихов, пособие «Шипящие таблицы».)
2.
Работа с детьми: речевые разминки, игры на координацию речи с движением, пальчиковые игры (с использованием су-джок массажеров, массажных мячей). Игры на автоматизацию звука «Ш», игры на развитие фонематического восприятия, фонематических представлений; заучивание загадок, скороговорок, стихов, развлечение «Как мы мышку искали».
3.
Работа с родителями: ознакомление родителей с планом проведения логопедической недели в родительском уголке; проведение игротеки «Трудный звук «Ш»», изготовление буклетов, размещение информации о проведении логопедической недели на сайте ДОУ, консультация в родительском уголке «Пошипим и пожужжим», конкурс логопедических игр по автоматизации звука «Ш» среди родителей, индивидуальные беседы, консультирование, подготовка индивидуальных альбомов с речевым материалом по автоматизации звука «Ш» для домашних занятий с ребенком.
4.
Работа с педагогами: тренинг «Веселый Язычок», консультация
«Использование логопедических игр в работе по закреплению звука «Ш», изготовление игрового пособия «Шипящие таблички».
3 этап. Заключительный
Формы работы: получение результатов вторичного мониторинга (март) звукопроизношения детей средней группы (звук «Ш», оценка эффективности работы родителями (анкета, проведение конкурса на лучшую логопедическую игру в речевой уголок группы среди родителей, логопедический досуг с детьми «Как мы мышку искали». Презентация проекта.