маргарита габалова
Проектная деятельность «Эх, русские валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Эх, русские валенки
Введение:
Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?
Публикация «Проектная деятельность „Эх, русские валенки“» размещена в разделах
«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны : без начала и конца, без шва и рубца.
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни. В чём секрет популярности валенок?
Знакомство с национальной одеждой и обувью, народной музыкой, русским фольклором и промыслами становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта дошкольника. Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи и достижения культуры.
У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Проблема:
У дошкольников не достаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности (катание валенок) который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов России.
Цель проекта :
Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре
Задачи проекта :
• Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания
• Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок.
• Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
• Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.
Предполагаемые результаты:
• У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
• У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
• Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Вид проекта :
- Творчески–исследовательский.
- Познавательно - игровой
Участники проекта :
Воспитанники старшей разновозрастной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Тип проекта по продолжительности:
Кратко срочный (2 недели)
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Виды деятельности :
игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная
Основные формы работы над проектом :
- создание альбома детских работ «Валенки, да, валенки»,
- оформление альбома «Как рождаются валенки»
- Проведение НОД художественно-эстетического цикла (развлечение в музыкальном зале, украшение макета валенка : рисование, аппликация).
- организация выставки, посвященной истории русского валенок «Эх, Валенки»
- Украшение валенок детьми совместно с родителями
- вставка поделок из валенок.
- Тематические занятия, беседы по ознакомлению с процессом производства валенок.
- Практические занятия – «Знакомство с шерстью» «Валяние шариков из шерсти».
- Разучивание песен, частушек про валенки.
-Спортивные игры-соревнования с использованием валенок.
Работа с родителями:
1. Помощь в создании развивающей среды (альбом с творческими детскими работами «Валенки, да валенки», оформление выставки «Эх, Валенки»)
2. Помощь в сборе информации:
- история возникновения валенок;
-процесс изготовлении валенок.
Формы реализации проекта
Ознакомление с художественной
литературой Ознакомление с окружающей и социальной действительностью Художественно-творческая
деятельность Физическая развитие
музыкальная театральная изобразительная
Чтение произведения о русских валенках.
-Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”
(ауди)
Чтение сказки
-Сергей Гришунин
“Дедушкины валенки”
Заучивание стихов о валенках :
Инесса Агеева «Валенки»
Знакомство с загадками,
потешками про валенки.
Занятие-путешествие в историю:
Презентация «Такие разные валенки»
- формировать интерес к истории возникновения исконно-русской обуви - валенка
Рассматривание альбома
«Как рождаются валенки»
- Продолжать формировать интерес к
процессу изготовления валенок.
- Рассмотреть схему последовательного изготовления валенка Оформление выставки
«Эх, валенки»
Практическое занятие :
«Знакомство с шерстью» – основой в изготовлении валенок
Беседа «Лечебные свойства шерсти» для здоровья человека.
Экспериментальная деятельность :
- Узнали, что материал состоит из ворсинок.
- валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод.
- валенки пропускают воду;
-выяснили, что войлок можно покрасить, поэтому валенки бывают различных цветов.
Решение проблемной ситуации: “Как можно использовать валенки не по назначению” Слушание музыкального произведения «Валенки» в исполнении
Л. Руслановой
Шуточная музыкальная игра «Валенок»
-необходимо попытаться вытолкнуть соперника их круга, стоя на одной ноге, обутой в валенок. Подвижные музыкальные игры: «Кто дальше закинет валенок», «Пробежать в одном валенке»
- Развивать ритмический слух у детей, вовремя включаться в действие игры, улучшать качество стремительного бега. Дидактические музыкальные игры: «Найди валенку пару»,
«Разложи валенки по размеру»,
Инсценировка сказки «Теремок»
-Побуждать детей выражать чувства героев мимикой и жестами. Аппликация
- выполнять сюжетную аппликацию, используя трафарет, учиться располагать декоративные элементы в определенных частях силуэта
Аппликация:
«Расписные валенки»
Утренняя гимнастика «Вот, какие валенки!».
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, перекликаясь с темой недели.
Загадки:
1. Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки)
2. В них упрячешь две ноги — И в мороз гулять беги.
3. Валяют нас из грубой шерсти,
И нам теплее будет вместе.
Пускай не в моде мы сейчас,
Зато есть песенка про нас.
Промокнуть можем? Ну и что же?
А ты надень на нас калоши.
Зимой мы с вами, малыши,
Теплы, удобны, хороши! (валенки)
4. В холода, в мороз трескучий,
Сапожки надень получше!
И большим, и маленьким
Греют ноги…
5. Треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
Потешки:
1. Валенки, валенки,
Невелчки, маленьки,
На резвые ноженьки
Нашему Сереженьке.
Ноженьки пляшут,
А рученьки машут.
Валенки новеньки,
Сережа чернобровенький!
2. Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Анкета для родителей:
1. Носили ли вы когда-нибудь валенки?
2. Есть ли у вас валенки?
3. Знаете ли вы технологию изготовления валенок?
4. Знаете ли вы о целебных свойствах валенок?
5. Считаете ли вы, что валенки необходимая обувь для зимы?
источники используемого материала:
https://doshkolnik.ru/folklor/18484.html
https://kids-covenok.ru/171314.htm
https://www.uchportfolio.ru/materials/show/84197