Змиренкова Анастасия
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».
Выполнила воспитатель старшей группы
Змиренкова Анастасия Владимировна
«Человек-это, прежде всего проект, который переживается
и развивается субъективно, а не мох, плесень и не цветная капуста» Жан Поль Сартр (французский философ)
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам:
1. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели, средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
2. По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)
3. По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов
В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов
1. Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
2. Ролево – игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектами в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы.
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами :
1. Целеполагание: педагог выбирает наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели :
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малышка, макет, выставка, альбом, праздник и т. д., ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана организованной образовательной деятельности с пометкой «Проект». В образовательной практике используется матрица проекта.
Структура проекта
1. Тема.
2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
3. Возраст детей.
4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
6. Цель проекта.
7. Задачи проекта.
8. Этапы реализации.
Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу и литературу для детей, а также оборудование, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.
Основной этап. Описать последовательность организации:
- работа с родителями;
- работа с детьми;
- оснащение предметно-развивающей среды.
Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.
9. Ожидаемый результат.
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролевое- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».
В старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности :
1. Комплексные – это выставка творческих работ и праздники:( «Моя родина – Россия», «Космонавты живут на земле». «День птиц»).
2. Индивидуальные : («Моя семья»).
3. Межгрупповые: («Если хочешь быть здоров», «Вместе с папой», «Мир-это главное слово на свете» и др.)
4. Групповые: («В стране математики», «Мы любим спорт»).
5. Творческие: (спектакль для малышей, вернисаж «Своими руками».)
6. Практико-ориентированные: помощь при оформлении группы, оформлении и уходе за клумбой на участке детского сада.
7. Исследовательские: («Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «День и ночь», «Здоровое питание», «Как растет горох?» и другое).
Вывод: Образовательная технология - метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проект может использовать в своей работе каждый воспитатель, а также любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к общеобразовательным программам.
Литература.
1. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М. 2012
2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -72с.