Ирина Дебус
Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
с детьми старшего дошкольного возраста
В последнее время область применения методики проектной деятельности в образовании существенно расширилась. Если раньше ее в основном использовали школьном и среднем профобразовании, то теперь она начинает приобретать популярность и у педагогов дошкольников. Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;
формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения;
развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу.
Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.
Актуальность в том, что изменение цели образования влечет за собой изменения содержания образования, то есть формы образовательного процесса, а также педагогические технологии. В процессе использования в образовательной программе проектную деятельность выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Умение им пользоваться - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Суть метода в том, что необходимо найти решение возникающих проблем,
в процессе этого формируется способность ребенка самостоятельно их решать.
Проектная технология – энергозатратная, она требует постоянного саморазвития и профессионального роста. Ведь каждый день надо идти не по проторенной дорожке, а вместе с ребятами делать открытия.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Темы проектов могут быть самыми различными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение. Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, найдет много тем для организации проектов. Не произошло ли в саду или в местном сообществе какого-либо события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк?
Проект в отличии от запланированного мероприятия возникает лишь тогда, когда появляется замысел, затея. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень этой заинтересованности определяется воспитателем.
Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.
К особенностям организации проектной деятельности входят :
индивидуальный подход к каждому ребенку;
тесная взаимосвязь с семьей ребенка;
повышение педагогического мастерства.
Организация проектной деятельности в ДОУ позволяет повысить профессиональную уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;
- развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
- развивать у детей такие качества, как активность, самостоятельность;
- создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).
Между тем, устанавливается тесные партнерские отношения между взрослым и ребенком,
-повышается интерес к познанию;
-повышается самооценка;
-учатся планировать;
-идет общение на равных;
-становятся активными;
-учатся беречь свой и чужой труд.
Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. В процессе грамотного организованного проектной деятельности в детское образовательное учреждение все это формируется как бы исподволь, незаметно для ребенка, увлеченного решением активной проблемы, положенной им самим в основу совместной с педагогом исследовательской работы (проекта).