Отделянова Татьяна
Проектная деятельность в старшей группе «Эти удивительные пчёлы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пчёлы - насекомые из семейства перепончатокрылых, с брюшком золотистого цвета, острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее её в мёд.
В семействе пчелиных наиболее знаменита медоносная пчела. Они самые известные и уважаемые насекомые. Причин несколько. Во-первых, пчёлы – единственные насекомые, дающие человеку питательную, вкусную и полезную пищу. Во-вторых, пчела служит символом трудолюбия [1].
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „Эти удивительные пчёлы“» размещена в разделах
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
На земном шаре обитает более миллиона видов насекомых. Человеком используется всего четыре вида: тутовый и дубовый шелкопряды, лаковый червец и самое совершенное из всех созданных природой насекомых - пчела.
Меня заинтересовала данная тема после того, как только получил укус пчелы.
Цель моего проекта : выяснить, какая главная польза от пчёл, проанализировать, почему их называют символом трудолюбия, и установить роль пчелы в природе и жизни человека, выяснить, почему пчела умирает после укуса.
Задачи проекта :
• Изучить литературные источники по проблеме и жилище пчёл.
• Исследовать продукты пчеловодства.
• Выяснить, есть ли у пчёл враги, и почему пчела умирает после укуса.
• Провести анкетирование обучающихся 4 «Б» класса.
• Сделать выводы.
Гипотеза: если я проведу исследование, изучу литературу, то узнаю всё о пчёлах, продуктах пчеловодства, смогу дать полезные советы одноклассникам.
Ожидаемый результат: мои исследования расширят мой кругозор, помогут узнать всё о пчёлах и продуктах пчеловодства, способствуют убедить одноклассников употреблять продукты пчеловодства.
Практическая значимость.
Поняв, кто такие пчёлы, и установив её роль в природе и в жизни человека, я при любой возможности буду наблюдать за ними дальше. Один из продуктов пчеловодства – это мёд, его я использовал как лечебное средство (приложение 1). Также я использовал мазь с пчелиным ядом. Пчелиный яд в настоящее время широко используется для лечения многих заболеваний у людей (приложение 2).
Глава 1. Общее понятие пчела.
1.1. Пчела – символ трудолюбия и коллективизма.
Пчёлы — общественные насекомые, живущие большими семьями. В среднем в улье может быть от 60 000 до 120 000 пчёл. За лето семья заготавливает до 150 кг мёда. Чтобы собрать 1 кг мёда, пчела должна облетать около 10 миллионов цветов и принести от 120 до 150 тысяч порций нектара. За это время она проделывает путь, в несколько раз превышающий длину земного экватора. И всё это ради 1 кг мёда. Медоносная пчела имеет самый совершенный аппарат собирания: у них на задних лапках голень расширена, в ней есть углубленице, корзиночка для хозяйки. В эту тару складывает она шарики, скатанные из пыльцы, собранной щёточками лапок с испачканных пыльцой волосков головы и груди. Зобик - надёжный резервуар для транспортировки нектара, снабжён клапаном, обычно закрытым и не позволяющим этой жидкости проникать в желудочный тракт. По объёму зобик меньше наперстка в 60 раз, а чтобы его наполнить, нужно поработать на тысяче цветов. В гнезде происходит переработка нектара в мёд [3].
Пчёлы не перестают удивлять своим трудолюбием, правильно организованным обществом, образом жизни. Просто восхищает их беззаветная преданность к своей семье и забота о потомстве.
1.2. Общее строение пчелы.
Тело пчелы чёрное, шелковисто-блестящее, покрытое рыжевато-серыми волосками. Как большинство насекомых, пчела имеет шесть ног. Её тело подразделяется на части: голова, грудной отдел и брюшко. На голове располагается пара усиков, 2 пары глаз, три отдельных челюсти, язычок и зобик. Передние и задние крылья, корзиночку для пыльцы, щёточку, жало. Медоносные пчёлы имеют мозг овальной формы, по размеру соотносимый с зёрнышком кунжута. Благодаря этому они способны обучаться, запоминать, производить сложные расчеты на расстоянии. [3]. Все эти факторы повышают добывающие способности насекомых. (Приложение 3).
1.3. Пчелиная семья и пчелиный дом.
Пчелиная матка откладывает яйца. Рабочие пчёлы - самки, у которых способность к размножению подавлена, и всю свою энергию они тратят на уход за маткой, потомством и жилищем. Пчелиная матка развивается от яйца до взрослой особи 17 дней, рабочая пчела – 21, а трутень – 24 дня.
Улей — жилище пчёл, изготовленное человеком. Гнездо пчелиной семьи состоит из вертикальных двусторонних сот. Ячейки-соты имеют правильную шестиугольную форму. В первобытном обществе люди ещё не изготовляли ульев, а добывали мёд, разоряя пчелиные гнезда. Естественные жилища пчёл - дупла деревьев, расщелины в скалах и т. п. - не могли удовлетворить пчеловодов, так как давали небольшие количества мёда, да и получение его было сложным. Человек, стремясь повысить продуктивность пчелиных семей и рационализировать производительность труда, создал борть и колоду. Однако эти прародительницы современного разборного улья уступили свое место более удобному во всех отношениях рамочному улью, который оказался удобным для пчёл и для работы пчеловода. В настоящее время имеется более 300 ульев различных конструкций [2].
1.4. Главная польза медоносной пчелы
Медоносные пчёлы играют ключевую роль в опылении растений. Опыляя растения, они повышают их урожай. Если в цветущем саду не летают пчёлы или их не хватает для насыщенного опыления, то завязывается мало яблок и груш, абрикосов и слив, крыжовника и малины.
В истории известно немало примеров. Люди, постоянно употреблявшие мёд, жили долго, сохраняли бодрость, не болели даже в глубокой старости. Великий врач древности Гиппократ, широко применявший в своей лечебной практике мёд, советовал ежедневно принимать его для продления жизни. Медоносные пчёлы – единственные насекомые, продукты которых потребляет человек [1].
1.5. Продукты пчеловодства.
• Мёд - прекрасный продукт питания и лечебное средство.
• Воск - из него пчёлы строят соты.
• Прополис - пчелиный клей. Клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчёлами. Пчёлы обмазывают стенки улья и заделывают щели.
• Перга - цветочная пыльца растений, собранная пчёлами, уложенная и утрамбованная в ячейки сотов и залитая ими мёдом.
• Пчелиный яд - это своеобразный продукт жизнедеятельности пчёл, который предназначен в основном для защиты пчёл и гнезда. Пчелиный яд в настоящее время широко используется для лечения многих заболеваний у людей.
• Пчелиная пыльца — это второй по объёму потребления и первый по значимости продукт питания пчелиной семьи.
• Пчелиный подмор – погибшие пчёлы. Их много бывает во время весенней ревизии пчелиных семей. Использовать в лечении стоит только хорошо сохранившийся подмор – сухой и не пахнущим [2].
1.6. Укусы пчелы и их последствия.
Многие люди боятся пчелиных укусов. У пчелы есть жало, скрытое в конце брюшка. Оно служит для обороны, и при укусе выделяет пчелиный яд. С помощью жала пчёлы защищаются от других насекомых. Жалить их пчела может многократно, а вот ужалить человека или животное она сможет всего один раз, поскольку после укуса пчела умирает. Почему пчёлы умирают? Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев пчелиное жало. Оно представляет собой иглу, имеющую направленные назад зазубрины. Таким жалом удобно протыкать хитиновый покров насекомых. Но, проткнув этой иглой кожу человека или животного, пчела не может вытащить её назад, потому что зазубрины цепляются за эластичную кожу. Чтобы высвободиться, пчела совершает резкие рывки и вырывает жало. Однако вместе с ним она оставляет часть своего кишечника. И лишившись этого жизненно важного органа, пчела умирает.
1.7. Враги пчел.
У пчелы есть враги. Это уховертка - ночное насекомое длиной около 30 мм, коричневого цвета, на голове большие глаза, длинные усы, грызущий рот, на хвосте два крючка. Она ест пергу и мёд. (Приложение 3). Восковая моль - поселяется в слабые пчелиные семьи весной. Самки моли откладывают яйца, из которых выходят затем личинки. (Приложение 3). Они проникают в соты, делают в них ходы, обтягивают соты паутиной, из-за чего пчелиная матка не может откладывать в них яйца и даже гибнет, а пчёлы не могут кормить расплод. Мыши - могут жить и размножаться в ульях с пчёлами зимой и летом, разрушая соты, уничтожая пчёл и их кормовые запасы. (Приложение 4). Муравьи - поселяются возле ульев и под их крышками, проникают в гнёзда и могут уничтожать небольшие семьи пчёл и маток в клеточках. (Приложение 4). Щурка золотистая - насекомоядная птица с красивым оперением. Щурки питаются насекомыми, из которых 90% составляют пчёлы [2]. (Приложение 4). Сорокопут - птица отряда воробьиных – злейший враг пчёл. (Приложение 4).
Глава 2. Практическая часть
Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что-либо о жизни пчёл и её продуктах. С целью выяснения этих знаний я провёл анкетирование, в котором приняли участие мои друзья. Было опрошено 20 учеников. (Приложение 8).
Результаты анкетирования показали, что мои одноклассники не знают о пчёлах и продуктах пчеловодства почти ничего. Строение рабочей пчелы знает только 1 ученик (5% из 100% опрошенных детей). На вопрос «Где живут пчёлы?» 15 учеников ответили «в ульях» (75% из 100% опрошенных детей.) На вопрос «Какие продукты пчеловодства вы знаете?» 16 учеников ответили «мёд» (80 %) и один ответил «воск» (5 %). Почему пчёлы умирают, многие одноклассник не знают. Только 7 учеников ответили, что после укуса человека пчела умирает (35% опрошенных). Врагов пчёл никто не знает. (Приложение 8).
2.1. Выводы и рекомендации
Подводя итог своего исследования, я делаю вывод: начав использовать пчелиные продукты в пищу, человек обратил внимание и на целебные свойства мёда, прополиса и пчелиного яда. Пчёлы даруют людям здоровье и долголетие – в этом сегодня убеждены не только пасечники. Это подтверждает медицинская наука и практика. А результаты анкетирования показали, что ребята имеют недостаточные знания о жизни пчёл. Я думаю, что мои исследования по этой теме помогут ребятам шире узнать об удивительных пчёлах.
В процессе исследования, проведенного в этой работе, мне удалось узнать много нового, интересного о пчёлах, их жизни и пользе для человека. Это оказалось интересным и увлекательным. Я смог применить все способы познания окружающего мира: поиск информации, чтение литературного материала, беседы со взрослыми и со сверстниками.
Заключение
Пчела - символ трудолюбия и коллективизма, польза в сельском хозяйстве от пчёл огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений. С цветов и листьев разных растений пчёлы собирают корм и вырабатывают в своё м организме ценные продукты: мёд, воск, прополис, маточное молочко. С тех пор как пчела стала спутницей человека, она неизменно привлекает его внимание. Это чудесное насекомое изучали и изучают натуралисты, философы, биологи, химики, врачи, поэты.
У пчёл один из самых маленьких размеров мозга в мире. И в то же время они настолько умны и организованны. О пчёлах можно рассказывать без конца. И главная трудность в рассказе — необходимость поставить точку, поэтому просто поставлю многоточие.
Моя гипотеза подтвердилась. Одноклассники немного знают о пчёлах и продуктах пчеловодства, поэтому я расскажу им о своих исследованиях и постараюсь убедить их употреблять мёд и другие продукты. Теперь каждое утро я съедаю по чайной ложечке мёда и запиваю водой. Без воды никак не получается – мёд такой сладкий, что кажется, эта сладость во рту никогда не пройдет. В ходе работы я сам сделал макет улья и понял, что можно исследовать это направление дальше.
А ещё мне очень хочется обратить Ваше внимание, на то, что в ходе своей работы, обращаясь к Интернет-ресурсам, я много времени проводил за компьютером, искал интересные факты о пчёлах и оформлял результаты своей деятельности. Мне попались на глаза удивительные фото с участием пчёл, и мне захотелось, чтоб их увидел не только я, настолько они удивительны. (Приложение 5). Также мне попались фото памятников пчёлкам, установленных в разных городах России. (Приложение 6).
Список источников информации и интернет-ресурсов
1. Козин Р. Б., Лебедев В. И., Иренкова Н. В. Биология медоносной пчелы. – Спб. : Изд-во «Лань», 2007. – 320 с.
2. Котова Г. А., Воробьев Б. Л. Пасека, пчелы, мед. Издательский дом МСП, 2005.- 224с.
3. Крылов В. Н., Пчелинный яд. – научно-справочное издание, 2010.
4. https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-pchelu.html