Ирина Долгополова
Проектная деятельность «Труд взрослых в детском саду» в социально-коммуникативном развитии. Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность проекта реализуется в рамках социально-коммуникативного развития детей средней группы.
Новизна проекта заключается в реализации на практике комплекса мероприятий, по формированию у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослого.
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра».
Публикация «Проектная деятельность „Труд взрослых в детском саду“ в социально-коммуникативном развитии, Средняя группа» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
«Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, трудовая деятельность детей, как и другие виды детской деятельности, содействует развитию личности ребенка.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Одним из путей формирования у ребенка интереса к трудовой деятельности, является ознакомление с трудом взрослых. Знания о профессиях, дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек, из собственных наблюдений, из средств массовой информации. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу. Когда ребенок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участием в труде. Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому работа в этом направлении велась с учетом следующих принципов:
• системности;
• привлекательности и эмоциональности;
• усложнения и нарастания объема познавательного материала;
• наглядного восприятия.
Знакомство детей с трудом взрослых начинается– с работников детского сада, так как трудовые процессы сотрудников им наиболее понятны, дети имеют возможность ежедневно их наблюдать.
Вид проекта : творческий
Состав участников: дети среднего возраста (4-5 лет, воспитатели средней группы, родители, сотрудники детского сада : прачка, повара, музыкальный руководитель, медицинская сестра, помощник воспитателя.
Срок реализации проекта : среднесрочный – 2 месяца (октябрь, ноябрь)
Название проекта : «Труд взрослых в детском саду».
Тема проекта : «Формирование у детей среднего дошкольного возраста мотивационного интереса к различным профессиям в детском саду».
Проблемные вопросы проекта :
необходимо знакомить детей с профессиями людей, которые работают в детском саду?
создание игровой ситуаций для обеспечения эффективности работы по данной теме?
привлечение родителей к участию в проекте?
Цель: формирование интереса к различным профессиям посредством ознакомления дошкольников с трудом сотрудников детского сада и его содержанием.
Задачи: о
- обогащать представления детей о профессиях;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
- формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• проявляет любознательность, задает вопросы о труде взрослых в детском саду;
• обладает начальными знаниями о содержании труда взрослых;
• понимает цель труда взрослых;
• переносит знания о труде взрослых о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно - ролевые игры и в свой труд;
• относится уважительно к труду взрослых, старается помочь в их повседневном труде.
Родители:
Расширят и пополнят знания:
• о необходимости знакомить детей среднего дошкольного возраста с разными профессиями;
• о работе сотрудников детского сада;
• о специфике работы каждого сотрудника : прачки, повара, помощника воспитателя, музыкального руководителя.
Педагоги:
• использование эффективных форм работы с родителями по привлечению их к активному участию в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Ключевые моменты проекта :
Дети:
Образовательная деятельность, беседы о профессиях, трудовом инвентаре и оборудовании, рассказы воспитателей из личного опыта, разучивание стихотворений о профессиях в детском саду, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками о труде, загадывание загадок, обыгрывание игр и упражнений: разукрашивание иллюстраций на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны!»; экскурсии по детскому саду, которые способствовали ознакомлению детей с прачечной, столовой, музыкальным залом, разработаны сюжетно-ролевые игры: «Мы - поварята», «Больница»; настольно-печатные игры: детское лото «Кем быть», «Профессии», «Знаю все профессии»; дидактическая игра – разработка «Выбери предметы к каждой профессии», «Кому без них не обойтись», «Угадай профессию».
Родители:
Участие в родительском собрании: «Трудовое воспитание в семье».
Изготовление мини - постера: «Мои родители по профессии…», участие в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, а также трудового детского инвентаря для уборки группы.
Педагоги:
Создание развивающей предметно - пространственной среды : изготовление костюмов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Прачечная»; отбор детской литературы по трудовой тематике в уголок чтения: чтение художественной литературы, разучивание стихотворного материала, знакомство с пословицами и поговорками о труде, проведение образовательной деятельности, выставка мини - постеров: «Мои родители по профессии…», проведение интервью с детьми: «Размышления о труде взрослых»
Итоговое мероприятие данного проекта проводиться в виде развлечения с участием воспитанников, воспитателей группы, родителей детей. Название развлечения : «Все профессии важны, все профессии нужны»
Описание продукта, полученного в результате проекта
Развлечение «Все профессии важны, все профессии нужны»
Этап Содержание деятельности Сроки
1 Подготовительный
• довести до участников важность данной проблемы;
• создать творческую группу по реализации данного проекта;
• составить план мероприятий.
1 - 2 неделя октября
Исследовательский
• проведение экскурсий-наблюдений: целевое посещение кухни, прачечной, медицинской комнаты, музыкального зала;
• чтение художественной литературы;
• организация дидактических и сюжетно-ролевых игр.
3-4 неделя октября,
1-2 неделя ноября
3 Заключительный
• оформление выставки мини-постеров: «Мои родители по профессии…».
• анализ обследования познавательной компетентности дошкольников;
• сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми:
• определение перспективы развития проекта.
3-4 неделя ноября
Планируемое время на реализацию проекта
Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название / тема Сроки
1 Образовательная деятельность НОД, беседы о профессиях, разучивание стихотворений, отгадывание загадок о труде взрослы в детском саду.
Чтение художественной литературы:
-чтение стихотворения и заучивание отрывка Е. Серова «Стирка», Е. Благининой «Приходите, поглядите»,
И. Мельничук «Я сегодня медсестра», «Тесто»
В. Маяковского «Детям я лечу болезни».
-чтение сказок К. И. Чуковского «Айболит», «Колосок».
октябрь
2 Экскурсии Целевое посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, музыкального зала.
октябрь
3 Самостоятельная работа детей Продукты детского творчества - разукрашивание иллюстраций: «Все профессии важны, все профессии нужны!», сюжетно-ролевые игры: «Мы поварята», «Больница», «Мы стираем…». ноябрь
4 Взаимодействие с родителями Родительское собрание «Трудовое воспитание детей в семь Консультации: «Воспитание у детей положительного отношения к труду» Развлечение : «Все профессии нужны, все профессии важны»
Групповое обсуждение Подведение итогов и анализ проведенного проекта ноябрь
Научно – методический ресурс
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : - Синтез, 2008.-112с.
2. Губанова Н. Ф Развитие игровой деятельности от 2-7 лет. – М. : Мозайка – Синтез, 2014
3. Куцакова Л. В Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозайка – Синтез, 2014. 128 с.
4. Куцакова Л. В. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
5. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. - М. : Мозаика – Синтез, 2011.- 80 с.
6. Я и мир. Конспекты занятий по социально - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.
Кадровый ресурс:
Заведующий МБДОУ – обеспечивает материально-техническую базу, пополняемость предметно развивающей среды необходимым оборудованием, инвентарем.
Заместитель заведующей по ВО и МР – обеспечивает информационно- методической литературой.
Воспитатели групп – организуют деятельность детей в процессе реализации проекта.
Материально – технический ресурс:
• аудиотека музыки;
• дидактические игры: «Профессии»,
• магнитофон, фотоаппарат, видеокамера;
• компьютер, мультимедиапроектор;
• костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
• альбомы, фотографии, рисунки раскрывающие тему проекта.
• консультации для родителей: «Трудовое воспитание в семье»,
Все необходимое оборудование расположено в доступном для детей месте, хорошо освещено, эстетически оформлено, все соответствует требованиям СанПиН и возрастным особенностям детей.
1. Перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых
в средней группе (приложение 1);
2. Сюжетно-ролевая игра: «Мы стираем» (приложение 2);
3. Сюжетно-ролевая игра: «Больница» (приложение 3);
4. НОД: «Труд взрослых в детском саду» (приложение 4);
5. Картотека пословиц и поговорок о труде (приложение 5);
6. Картотека загадок о труде взрослых в детском саду (приложение 6);
7. Развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны» (приложение 7);
8. Картотека художественной литературы (приложение 8);
9. Консультация для родителей: «Воспитание положительного отношения к труду» (приложение 9)
10. Фотоотчет проекта (приложение 10)
11. Диагностика по проекту «Труд взрослых в детском саду» (приложение 11)