Елена Бойс
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Мария Монтессори:
«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край»
нет ничего поверхностного или искусственного.
Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства…
Публикация «Проектная деятельность по краеведению как средство формирования активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того,
что запечатлелось в нем в годы его детства».
Мария Монтессори
Дошкольное детство – прекрасная пора для формирования нравственно-патриотических ценностей, особенностей характера, которые неразрывно связывают ребенка со своей семьёй, со своим народом, со своей страной. В этот период закладывается сознание о том, что семья – важная составляющая такого понятия как «малая Родина». Поэтому значимым направлением в системе работы по воспитанию патриотизма и нравственных ценностей является краеведение. Краеведение позволяет построить работу воспитателя на основе высшей степени наглядности, на непосредственном восприятии изучаемых объектов. Те представления, которые возникают у детей, образуются путём ознакомления их с объектами своего региона, служат материалом для формирования конкретных понятий и истинных суждений. Изучение родного края активизирует педагогический процесс, повышает самостоятельность у детей. Удовлетворяя характерную детям потребность в исследовании и познании окружающего мира, краеведение укрепляет их интерес ко всему, что находится вокруг них. Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение своей местности порождает у детей интерес к общественным делам и содействует развитию патриотизма.
Как показывает опыт, наиболее эффективным способом формирования целостного, системного подхода в развитии любви к родному краю является проектная деятельность. Сущность метода проектов заключается в том, что в центре обучения находиться ребёнок, а образовательный процесс выстраивается в соответствии принципам деятельностного подхода. Этот метод лучше всего позволяет осуществить основные принципы личностно – ориентированного обучения. То есть проектная деятельность предполагает работу в коллективе, в ней участвуют: дети, педагоги, родители. Ярче всего принцип работы над проектом иллюстрирует китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном городе и крае, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств формирования интегративных качеств личности ребенка.
Одним из важнейших условий реализации проектной деятельности в ДОУ является совместная работа педагогов и родителей. В нашей группе реализовались проекты «Моя семья», «Мой Новосибирск родной», «Мой район», «Я живу в Октябрьском районе», «Путешествие в мир куклы», «Театры Новосибирска», «Удивительный мир космоса».
Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять. Какие продукты деятельности – рисунки, авторские книжки, рассказы, поделки, газеты, инсценировки, они хотят реализовать. Для этого обсуждаем с детьми вопрос, что мы можем сделать с тем, что мы узнали?
Основные способы реализации цели и задач: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная детская деятельность, сотрудничество с семьями воспитанников.
Реализация творческого, познавательно – исследовательского проекта «Мой родной Новосибирск» позволила:
сформировать у воспитанников общие представления об историческом наследии нашего города;
воспитывать в детях чувство гордости за свой город;
развить творческие способности при знакомстве с достопримечательностями родного города.
Работа над проектом делится на несколько этапов:
1. Мой дом.
2. Мой детский сад
3. Район, в котором я живу.
4. Мои любимые места в Новосибирске.
На каждом этапе читали, учили стихи, играли в дидактические и сюжетно ролевые игры, рисовали, лепили и клеили.
На этапе «Мой дом» дети с помощью родителей рассказывают о своем доме, в котором живут, показывают свою комнату.
На этапе «Мой детский сад» практикуется экскурсия по саду, ведь есть столько мест в саду, в которых дети не бывают. Это прачечная, кухня, мед кабинет.
На этапе «Район, в котором я живу» экскурсия в НГПУ и Планетарий, пожалуй, самые запоминающиеся события.
В течение всего проекта ребята с родителями реализуют свои мини проекты: макеты зданий Новосибирска, Безопасный путь домой, карта района, Старый город и современный.
Реализация проектов происходит через разные виды деятельности детей и родителей (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Каждый выбранный проект, доводится до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. Заключительным этапом в реализации проекта является организация общесадовской выставки.
Творческий, познавательно – исследовательский проект
«Путешествие в мир куклы»
Участники проекта: воспитатели, родители и дети старшей группы.
Основная цель работы – это показать участникам проекта, что кукла – не только игрушка, но и предмет самореализации, символ рода, творческий продукт в быту, в народном творчестве, в театре. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции. Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение.
На этапе продуктивной деятельности воспитанники сконструировали домик для кукол, одежду, панно и другие поделки, пришли к выводу, что самые простые куклы скрывают в себе много нового и интересного. Воспитатели провели несколько мастер-классов по изготовлению самодельных кукол, оформили выставки кукол «Наряды для любимиц», «Народные куклы обереги», сделанных руками детей и родителей.
Приобщение детей к русской народной культуре–работа не только актуальная, но и интересная. Тема «Путешествие в мир куклы» интересна потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка.
Воспитание любви и уважения к Родине, к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с любви к стране, а с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, на улице, на праздниках, различных мероприятиях, и, конечно же, в детском саду.
Проект «Театры Новосибирска».
Этот проект направлен на расширение и обогащение знаний детей о театрах города Новосибирска, на формирование знаний о значимости театров в жизни человека.
На этапе реализации проекта
Познакомились с понятием театр: (показ картин, фотографий).,
с видами театров: (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.) .
со сказочными героями. с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист) .
Также, в ходе проекта решалась проблема приобщения детей к театральному искусству и задача укрепления культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, развитие интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни, Итоговым мероприятием стал поход на экскурсию и представление в Новосибирский театр Кукол
Специфика образовательной деятельности по краеведению заключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, на выставке и т. п. Работа по краеведению включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего нашего города и страны. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду.
Как показала практика, краеведение – это то содержание, которое наиболее эффективно усваивается дошкольниками в процессе реализации проектно- исследовательской деятельности.
Таким образом, метод проектов в краеведческой работе выступает не только средством формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, но обогащает предметно-развивающую среду ДОУ и группы, повышает уровень профессионального педагогического мастерства, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.