Анна
Проектная деятельность «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Публикация «Проектная деятельность „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2021
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Предметно-содержательная область: экологическое воспитание, познавательное развитие
Вид проекта : групповой
Методические задачи: образовательные
Цель проекта : является привлечение детей к самостоятельной посадке лука, укропа, свеклы, ухода за ним с дальнейшим представлением результата своей деятельности, расширять знания детей о способах и условиях выращивания зеленого лука, редиски, морковки, свеклы о влиянии солнечного света на рост растений. активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей, формировать экологическую воспитанность дошкольников,.
Методические задачи: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, укропа, морковки, свеклы; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность - умение замечать.
Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап
Деятельность педагога :
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей :
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога :
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей :
• Посадка семян свеклы, лука, укропа в землю и воду.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Включить звук
Актуальность проекта : Проблема экологии в нашей стране стоит очень остро, а дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека». Работа с дошкольниками по проекту проводилась в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый являлся равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы.
Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.
Самый лучший и полезный продукт- это лук он издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа рыбных блюд, котлет, супов и разных других мясных и овощных блюд. По статистике простудные и инфекционные заболеваниями проявляются весной и осенью, поскольку в данный период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют применять в рацион больше свежих овощей и зелени. Большую значимость мы уделили выращиванию лука, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.
Объект исследования: лук, укроп, морковка, свекла
Методы и технологии:
-беседы;
-занятия в игровой форме;
-дидактические игры;
-подвижные игры;
-пальчиковая гимнастика и др. ;
-художественное слово;
-элементарные эксперименты и опыты;
-трудовые поручения.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащены знания дошкольников о луке, укропе, морковке, свекле об особенностях их выращивания, о необходимых условиях их роста.
2. У детей сформирован интерес к исследовательской деятельности, умение применять полученные знания в практике.
3. У воспитанников сформировано уважение к труду и бережное отношение к его результатам.
Этапы проекта :
1. Мотивационный
Просмотр иллюстраций с изображением лука разных сортов, морковки, укропа, свеклы.
Рассматривание основных частей, беседа о пользе овощей
Чтение художественной литературы: сказки, загадки о садовых продуктах питания.
2. Подготовительный
Игры и игровые упражнения
Беседа «Что нужно для растений?» и рассматривание предметов-помощников
Художественное творчество детей.
3. Реализация проекта
Непосредственно-организованная деятельность : «Лук от всех недуг»
Наблюдение за появлением первых луковых перышков, укропа, ростом растений. Зарисовка этапов роста растения
Труд по уходу за рассадой (полив).
4. Результаты проекта
Труд по уходу за растениями (полив)
Наблюдение за ростом растений
Зарисовка этапов роста растений
Сбор урожая
Употребление в пищу
Создание презентации
1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, укропа, свеклы, морковки, научились подмечать пользу.
2. У детей сформировались знания и представления о их росте в комнатных условиях; как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. А также и в других условиях, в темноте и в холоде.
3. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, укропа, свеклы, морковки, отметили их роль, как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
4. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
5. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Ход проекта
Занимаясь весенней посадкой огорода на окне, как правило, первым высаживают лук. На что мы больше и сделали уклон. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают; лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его можно применить еще? На этот вопрос дети не смогли дать ответа. Воспитатель дала задание детям совместно с родителями найти информацию о луке. Для поиска информации были использованы книги (энциклопедии, интернет). Некоторые телепередачи. В дальнейшем воспитатель рассказала о луке в группе. Лук относится к семейству луковых, это двухлетнее растение с крупной луковицей, состоящей из сочных утолщенных листов-чешуй. В них и находится все питательные вещества. Сверху луковица покрыта двумя-тремя чешуями. Листья лука трубчатые цветочная стрела заканчивается соцветием-зонтиком из 300-400 мелких цветков. Плод-коробочка с двумя черными семенами (чернушка). Выращивают лук как одно или двулетнее растение, размножают семенами или вегетативным способом. При первом способе из семян получают лук-репку, при втором выращивают севок, из которых на следующий год получают лук-репку. Лук требует плодородной, легкой, влагоемкой почвы. Уход заключается в прополке, поливе. Лук отзывчив на фосфатно-калийные удобрения.
В группе вместе с воспитателем проводили опыты, показывающие потребности лука в воде, земле, тепле, света. На основе полученной информации мы составили схему: «Что нужно для посадки лука?». Совместно с родителями дети готовили дома и принесли в группу необходимый инвентарь для посадки. В группе под наблюдением воспитателя сажали лук в двух условиях: в воде и в земле. Затем ухаживали за ним и наблюдали за ростом всех растений, в нашем случае это- лук, морковка, свекла, укроп зарисовывая наблюдения.
ПОСАДКА ЛУКА
Материал: репчатый лук, емкости для посадки лука (пластиковые стаканчики); земля, лейки с водой, небольшие лопаточки (для тех, кто будет сажать лук в землю, половинки тетрадей, ножницы, простые карандаши на каждого ребенка);
- Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и провести эксперимент по выращиванию лука в различных условиях. Одни ребята будут выращивать лук в воде, другие в земле. Воспитатель раздает детям луковицы, стаканчики, горшочки с землей, ножницы. Ребята наливают в стаканчики воду или сажают луковицу в землю и поливают ее.
Родителям было дано домашнее задание, сочинить сказку вместе с ребенком про лук, о его пользе.
Через две недели провели исследование: лук одинаково растет как в воде, так и в земле.
ПОСАДКА УКРОПА
Шаг 1. Подготовка семян, что бы семена быстрее и качественнее проросли, их нужно предварительно замочить в теплой воде на 24-48 часов, меняя воду каждые 12 часов. Затем семена, которые остались на поверхности воды, нужно отобрать и выкинуть, так как, скорее всего, для посадки они не годны. Все остальные семена, упавшие на дно, необходимо достать с помощью сита или пролить через марлю и на ней же высушить.
Шаг 2. Подготовка грунта, пока семена замачиваются, можно заняться подготовкой грунта. Для начала мы посыпали на дно контейнера 2-3-сантиметровый дренажный слой из керамзита. В качестве почвы для укропа мы использовали смесь садовой земли для комнатных растений.
Шаг 3. Посев семян. Далее мы землю опрыскали водой из спрея, потом сделали углубление в ней глубиной 1-1,5 см, детишки посыпали в них семена, затем слегка совместно с педагогом присыпали их землей с краев канавок и снова увлажнили землю водой из пульверизатора. Важно, чтобы канавки были неглубокие, и семена были присыпаны не слишком плотно. Теперь осталось накрыть горшок полиэтиленовой пленкой или пакетом и оставить прорастать на неделю в темном месте, где температура воздуха не превышает 18-20 градусов.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда дети проявят интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Родители в свою очередь получили полезную информацию о содержании работы в ДОУ.
Библиографический список:
1. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
5. Мир растений», М. : 2005.
6. Интернет ресурсы.