Жданова Марина Александровна
Проектная деятельность «Научим Ваню мыть руки» для детей от 1,5 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность. «Научим Ваню мыть руки».
Участники проекта : Дети группы «Капелька» (1,5- 3лет, воспитатели, родители.
Нормативный проект «Научим Ваню мыть руки» по созданию правила (нормы) мытья рук основывался на реальной ситуации, которая возникла в жизни детей младшей группе «Капелька» : дети не всегда мыли руки с мылом, мыли их не тщательно. Проект инициировался нами, педагогами, так как мы четко понимали необходимость введения нормы – правила мытья рук, чтобы донести до ребят необходимость быть внимательными и ответственными к своему здоровью.
Публикация «Проектная деятельность „Научим Ваню мыть руки“ для детей от 1,5 до 3 лет» размещена в разделах
Тип проекта : познавательный, социально-значимый, групповой.
Вид проекта : Краткосрочный (04.10.21 -09.10.21).
Цель проекта : Формирование представления о здоровом образе жизни. Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Для детей :
Выработать с детьми правила мытья рук через :
- знакомство детей с ситуацией (вирусные инфекции) опасной для жизни
и здоровья человека и ее возможными последствиями.
- упражнение детей в умении анализировать ситуацию с точки зрения
ее безопасности.
- знакомство детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
- знания о вреде грязных рук.
- расширение представления о важности для здоровья гигиенических процедур.
- воспитание привычки самостоятельно мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
- развитие умения устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием:Я мою руки с мылом – значит, они у меня будут чистыми. Если я не помою руки с мылом, на них будут микробы и я могу заболеть
Для родителей:
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах формирования у детей представления о здоровом образе жизни.
Актуальность проекта :
Здоровье детей — богатство нации. Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, сформировать представление о важности для здоровья гигиенических процедур.
Наши руки чаще других частей тела прикасаются к разным предметам, поэтому они быстрее становятся грязными. Многие наши болезни возникают от грязных рук. Поэтому обязательно надо мыть руки часто и тщательно : перед едой, после туалета, улицы, общения с животными, игр, а не только когда они испачканы. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Именно в дошкольном возрасте мы можем сформировать у детей представления о здоровом образе жизни, дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Предварительная работа:
Наблюдение за выполнением детьми гигиенических процедур (План целенаправленного наблюдения за освоенностью дошкольниками культурно-гигиенических навыков (Разработка В. П. Дубровой) :
Как ребенок пользуется водой, мылом, не пропускает ли отдельные действия, соблюдает ли их правильную последовательность и т. д.
Замечает ли нарушение другими детьми правильной последовательности
действий, как реагирует на это (обращается с жалобой к взрослому, делает замечания самостоятельно и т. д.)
Осознает ли необходимость умывания, чем мотивировано выполнение
этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию
взрослого).
Мы проанализировали режимные моменты, связанные с гигиеническими
процедурами, и выделили те, которые дети чаще всего нарушают.
К таким ситуациям отнесли следующие: дети не всегда моют руки с мылом, моют не тщательно.
Ситуация нами выбрана не случайно. Она типичны для жизни ребенка в детском саду. Дети обычно знают, что нужно мыть руки, но не соблюдают правила.
Исходя из наблюдений, был разработан нормативный проект по формированию представления о здоровом образе жизни «Научим Ваню мыть руки» Тема была связана с важностью для здоровья гигиенических
процедур. Результатом должен стать знак - правила мытья рук.
Продукты проекта :
Знак - правило мытья рук : «Руки мой с мылом и водой, Грязные руки грозят бедой!»
Проблема: Дети не всегда моют руки с мылом. Моют не тщательно.
Первый этап подготовительный.
Проведение наблюдения за выполнением детьми гигиенических процедур с целью выявления ситуации, которая часто повторяется.
Проблема: дети не всегда моют руки с мылом, моют не тщательно.
Выбор педагогами темы изучения в соответствии с интересами детей и возможностями.
Составление плана работы.
Второй этап основной.
Воспитатель рассказывает: «Сегодня к нам в гости из другой группы пришел мальчик Ваня (кукла).
(Ваня зашел, поздоровался, потом зашел в умывальню и очень быстро вышел оттуда).
- Ребята, мне кажется, Ваня плохо помыл руки!»
Обсуждаем варианты поведения Вани в данной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть:
Чем опасны грязные руки?
Почему руки должны быть чистыми?
Зачем нужно мыть руки с мылом?
Третий этап: Дети рисуют рисунки «Микробы на грязных руках у Вани».
Изображаем нежелательные последствия грязных рук, что позволит сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане: если не мыть руки с мылом, на руках останутся микробы.
Дети рисуют рисунки «Микробы на грязных руках у Вани».
Изображаем нежелательные последствия грязных рук, что позволит сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане: если не мыть руки с мылом, на руках останутся микробы.
Четвё ртый этап:
Расскажите о своих рисунках «Микробы на грязных руках» и о тех последствиях для Вани, к которым может привести обсуждаемая ситуация
(Дети обсуждают рисунки, анализируют последствия).
Беседуем о микробах, выясняем представление детей о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде для человека и способах борьбы с ними.
Пятый этап:
Подумайте над тем, как должен был вести себя Ваня, чтобы избежать нежелательных последствий, когда пришел к нам в группу.
- Нужно было помыть руки с мылом, чтобы уничтожить микробы, которые есть у нас на руках. А главное мыть руки правильно.
Можно было обрабатывать руки антисептиком
- Можно было протереть руки влажной салфеткой
Давайте выберем одно из ваших предложений в качестве правила.
- Ваня, нужно мыть руки с мылом, чтобы уничтожить микробы, которые есть у нас на руках. А главное мыть руки правильно.
Показываем Ване, как правильно мыть руки.
Просмотр презентации «Моем руки правильно».
Вешаем плакат в умывальне.
Развлечение «В гостях у Мойдодыра».
Планируемые мероприятия:
Беседы по теме «Если ты забыл умыться», «Чистота и здоровье», «Почему опасно не мыть руки с мылом».
Рассматривание иллюстраций, книг.
Показ алгоритма «Мытье рук».
Дидактические игры «Водичка,водичка!», «Мыльные перчатки», «Вымоем куклу», «Чудесный мешочек» .
Разучивание потешки «Водичка –водичка», разгадывание загадок о предметах личной гигиены.
Разучивание подвижных игр «Зайка серый умывается»,, «Пузырь», «Мыльные пузыри».
Пальчиковые игры: «Моем руки», «Стираем водичку с рук», «Вытираем руки», «Котик беленький проснулся»
Чтение художественной литературы: потешки, «Кран откройся, нос умойся», «Да здравствует мыло душистое», народная сказка «Про грязные ручки», Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери. Купание куклы Насти».
Игровые ситуации: «Мыльные перчатки», «Чьи это лапки».
Раскраски по теме; лепка из пластилина «Мыло для котят». .
Развлечение «В гостях у Мойдодыра».
Работа с родителями:
Онлайн -консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет»
Онлайн-консультация «Роспотребнадзор рассказал, как правильно мыть руки»
Онлайн-консультация «Здоровый образ жизни семьи»
Онлайн-консультация «Осторожно, коронавирус!»
Размещение плакатов о применении антисептиков, о правилах мытья рук
Участие родителей в онлайн-фотовыставке «Мы за ЗОЖ».
Раздача памяток «Правила мытья рук» Обучение детей правильному мытью рук. Результаты проектной деятельности :
Нормативная проектная деятельность дала возможность освоения нормы и правила мытья рук через совместную с педагогом и родителями нормотворческую деятельность детей.
Дети познакомились с ситуацией (болезни грязных рук) опасной для жизни и здоровья человека и ее возможными последствиями.
Дети познакомились с понятием «микробы», их опасностью для жизни и здоровья человека и возможными последствиями.
Благодаря участию в проектной деятельности у детей за короткий срок сформированы представления о важности для здоровья гигиенических процедур.
Если в начале проекта дети мыли руки с мылом, только потому, что их просят об этом взрослые, то уже к концу проектной деятельности по результатам наблюдений мы увидели, что дети осознали всю важность гигиенических процедур и самостоятельно моют руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Дети научились устанавливать связь между совершаемым действием и самочувствием: Я мою руки с мылом – значит, они у меня будут чистыми. Если я не помою руки с мылом, на них будут микробы, и я могу заболеть.
Таким образом, работа над нормативным проектом «Научим Ваню мыть руки»» помогла детям полноценно проживать образовательные ситуации, исследуя нежелательные последствия неправильного детского поведения с последующим их изображением в рисунках. Дети научились формулировать собственное правило мытья рук и создали знак (правило) мытья рук.
Для родителей:
Нами была проведена работа с родителями в целях создания партнерского взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в обеспечении единства воспитательных требований по формированию представления о здоровом образе жизни и воспитанию культурно-гигиенических навыков.
За время проведения проекта в группе была пополнена развивающая предметно-пространственная среда, благодаря которой повысились познавательные и социально-коммуникативные навыки детей.
Выводы:
Таким образом, можно сделать вывод, что использование нормативного проекта «Научим Ваню мыть руки» оказало положительное влияние на воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью.