Наталья Григорович
Проектная деятельность «В гости сказка к нам пришла» для воспитанников второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
на тему:
«В гости сказка к нам пришла»
для воспитанников второй группы раннего возраста
День за днем, год за годом ребенок растет,
Публикация «Проектная деятельность „В гости сказка к нам пришла“ для воспитанников второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички, считалки, потешки…
Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель: Развитие у детей устойчивого интереса к русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи
• Приобщать детей к сказкам посредством различных видов театра
• Расширить знания детей о сказочных героях русских народных сказок.
• Формировать представления детей о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
• Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи,
• Развивать артистические, познавательные способности, творческое воображение, память детей.
• Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Участники проекта : воспитанники группы, родители, педагоги группы.
Сроки реализации проекта : 01.07.- 05.07.2019 учебный год.
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь»
• пальчиковый театр: «Теремок», «Репка»
• плоскостной театр: «Колобок», «Рукавичка», «Репка», «Курочка Ряба»
• сюжетные картинки
• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка»,
• Пазлы : «Собери сказку», «Репка», «Колобок»
Ожидаемый результат:
• дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
• сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• постановка сказки «Заюшкина избушка», песенки «Два веселых гуся».
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;
- прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя»,
- посещение кукольных представлений в ДОУ
- рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;
- комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке».
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап - подготовительный
• Определение темы (проблемы проекта).
• Составление плана-схемы проекта.
• Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
• Реализация плана проекта с детьми и родителями в соответствии с планом.
3 этап - итоговый
• Подведение итогов
• Анализ ожидаемого результата.
План проведения мероприятий
Деятельность педагога Работа с детьми Работа с родителями
01.07.
1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
2. Проведение предварительного мониторинга
3. Изготовление «Сундука сказок» 1. Чтение и рассказывание русских народных сказок.
2. Беседыо сказках и сказочных героях
3. Театрализованная игра «В гостях у сказки» по сказке «Колобок»
1. Анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка»
02.07.
1. Использование музыкальных произведений; детских песенок; танцевальных движений
1. Игра - викторина «Отгадай загадку»
2. Показ пальчикового театра по русской народной сказки «Колобок»
3. ООД (рисование) «Украсим рукавичку – домик» 1. Консультация для родителей «Роль сказки в жизни детей-дошкольников»
2. Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра, вязаные фигурки.
03.07.
1. Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту
1. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
3. Дидактическая игра: «Расскажи о картинке» 1. Изготовление атрибутов для театра
04.07.
1. Использование сказочных героев во время проведения НОД
1. Обновление и пополнение масок для подвижных игр и театрализации
2. Дидактическая игра: «Из какой я сказки?»
3. Ремонт книг в книжном уголке 1. «Сделать любимого героя своими руками»
05.07.
1. Проведение итогового мониторинга
2. Оформление проекта 1. Художественное творчество (лепка) «Колобок»
2. Инсцинировка русской народной сказки «Колобок»
3. Заучивание потешек 1. Памятка для родителей. «Что читать ребенку?»
2. «Сделать любимого героя своими руками»
Формы и методы реализации проекта
Раздел программы Виды деятельности
Речь и речевое общение рассказывание детьми сказок «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
• чтение стихотворений, потешек;
• пение детских песенок «Два веселых гуся»,
• инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Два веселых гуся»;
• прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке», «Кот и лиса», «Путаница», «Муха-цокотуха».
Игровая деятельность • Игры-драматизации по произведениям «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Два веселых гуся»
• Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;
• Сюжетно-ролевая игра «В театре»
• Игра «Превращение»
• Игра «Волшебная палочка»
• Строительная игра «Теремок»
Здоровье и физическое развитие • Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»
• Подвижные игры - «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»
Изобразительная деятельность
• Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)
• Лепка – колобок, волшебная палочка, ежик, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке»)
• Рисование – деревья, елка, следы (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)
Взаимодействие с родителями • Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра, вязаные фигурки.
• Консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»
• Итоговое мероприятие по проектной деятельности «Поляна сказок»
Музыкальная деятельность • Слушание музыкальных произведений
• Пение детских песенок
• Разучивание танцевальных движений
Музыкальные произведения:
«Два веселых гуся»,
Социальное развитие • Посещение кукольного театра
• Просмотр сказки «Колобок»
• Посещение театрализованных постановок с родителями
• Просмотр мультфильмов
Технология реализации проекта
Свою работу над проектом мы начали с составления плана реализации проекта «Сундук сказок».
Первым событием проекта стало появление «Сундука сказок» в нашей группе. После того как дети обнаружили сундук, им стало любопытно что же там внутри. Но они не решались открыть его сами, так как не понимали, что это за ящик. Когда мы открыли сундук, в нем находился платок и письмо от Сказочницы, в котором было написано о том, что как только сундук открывается и оттуда достается платок – начинается сказка. С этого момента все театрализованная деятельность в группе начиналась с появления платка. Но иногда из сундука появлялась новая книга с новой сказкой. Такое появление сказки обязательно сопровождалось сюрпризным моментом и игровой ситуацией. Такие книги всегда становились любимыми у детей.
В начале реализации проекта был проведен предварительный мониторинг (п. м.) знаний воспитанников группы о сказках на основании следующих методик.
Тест №1 «Назови сказки»
Цель: выявить знания детей о сказках.
Материал: иллюстрации к сказкам («Репка», «Колобок», «Курочка – Ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Рукавичка», «Три медведя», «Жихарка», «Пых»)
Методика диагностики: предложить ребенку перечислить знакомые сказки.
1 балл - не знает;
2 балла - называет известные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)
3 балла - ребенок называет большинство сказок.
Тест № 2 «Расскажи сказку»
Цель: выявить умение связно передать содержание известной ребенку сказки.
Методика диагностики: предложить ребенку рассказать сказку на выбор.
1 балл - отказывается рассказать сказку;
2 балла - ребенок рассказывает с помощью воспитателя;
3 балла - ребенок свободно рассказывает сказку.
Критерии диагностики:
Низкий (1-2 балла) В ответ на просьбу взрослого ребенок не называет, не рассказывает сказку.
Средний (3-4 балла) Ребенок по просьбе называет, рассказывает сказки с помощью воспитателя.
Высокий (5-6 баллов) Ребенок с удовольствием рассказывает известные сказки, перечисляет герои, дает им характеристику, переживает, восхищается ими.
Полученные результаты отражены в таблицах 1,2.
Реализация основного этапа проекта включала следующие мероприятия с детьми:
чтение и рассказывание русских народных сказок,
игры-викторины по прочитанным сказкам,
пересказывание прочитанных сказок,
изобразительная деятельность по мотивам сказок,
театрализованные игры,
изготовление масок,
постановка сказок детьми с участием родителей.
А так же с детьми читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок : «Мишка», «Зайка»; заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.
Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: «Би - ба - бо», «Настольный театр», и т. д.
С целью закрепления знаний о русских народных сказках использовали дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку».
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.
Активное участие принимали дети в подвижных играх: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр использовали маски героев.
В самостоятельной деятельности :
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра. Дети стали дружнее; чаще стали приходить друг другу на помощь.
В реализации проекта активно участвовали и родители. Сначала родителям были предложены консультации, направленные на развитие их компетенции в ознакомлении детей со сказками и организации театрализованной деятельности с детьми.
Родители помогли в изготовлении масок для элементов театрализации и организации подвижных игр.
Родители проявили инициативу и творчество в подготовке спектакля, в особенности, в изготовлении костюмов и декораций. Активно участвовали в подготовке выставки «Наши любимые сказки» (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Активное участие принимали родители и дети в постановке сказок. Родителями были показаны сказки «Кот, Лиса и Петух», «Колобок», «Курочка ряба». В постановке каждой сказки участвовала отдельная семья (дети, родители, бабушки и дедушки). Родители активно участвовали в подготовке показа сказки : изготавливали костюмы и атрибуты, разучивали роли, приходили на репетиции.
Также родителями велась активная работа по развитию речи детей, они вместе со своими детьми разучивали потешки, небольшие стихи, играли в подвижные игры с использованием слов «Зайка серенький сидит», «Курочка - хохлатка» и т. д. Участие родителей в театрализованной деятельности вызывало у детей много радости, вызывало чувства гордости за них.
Данная деятельность сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.
Полученные результаты
Итоговый мониторинг (и. м., проведенный на итоговом этапе (таблица 1,2, указывает на то, что у детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
Таблица 1.
№ Ф. И. ребенка Тест № 1 Тест № 2 Всего баллов Уровень
п. м. и. м. п. м. и. м. п. м. и. м. п. м. и. м.
1 Аня М. 2 3 2 3 4 6 С В
2 Даниил В. 1 2 1 1 2 3 Н С
3 Алёна Г. 1 2 1 2 2 4 Н С
4 Полина Д. 2 3 2 3 4 6 С В
5 Варвара З. 2 3 2 3 4 6 С В
6 Камилла К. 1 2 1 2 2 4 Н С
7 Богдан К. 2 3 1 2 3 5 С В
8 Никита Л. 3 3 2 3 5 6 В В
9 Ангелина М. 3 3 2 3 5 6 В В
10 Арина М. 2 3 2 3 5 5 С В
11 Кирилл Н. 3 3 2 3 5 6 В В
12 Кира П. 3 3 3 3 6 6 В В
13 Кирилл П. 1 2 1 2 2 4 Н С
14 Полина П. 2 3 1 2 3 5 С В
15 Михаил П. 1 2 1 2 2 4 Н С
16 Аделина Р. 3 3 2 3 5 6 В В
17 Роман У. 1 2 1 2 2 4 Н С
18 Михаил Я. 1 2 1 2 2 4 Н С
19
20
21
22
23
24
25
Таблица 2.
Предварительный мониторинг Итоговый мониторинг
Высокий уровень 28 % 61 %
Средний уровень 33 % 39 %
Низкий уровень 39 % --
Итоги мониторинга свидетельствуют о том, что у детей повысился уровень знаний о сказках : стали узнавать сказки, определять её героев и характеризовать отношения между ними, понимать связь между событиями и строить умозаключения. У некоторых детей улучшилось звукопроизношение, выразительность и связность речи. Дети научились передавать образ и характерные особенности сказочных героев в театрализованной деятельности.
То есть прослеживается прямая связь изучения сказок, работы со «сказочным» литературным материалом с приобретённым социально-коммуникативным и речевым опытом детей, развитием активности к участию в образовательной деятельности. Создание благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Изменилось и отношение родителей к проектной деятельности. Родители стали уважать мнение детей, обсуждать с ним предстоящую работу. Стали активнее участвовать в жизни группы.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса родителей к участию в проектной деятельности; сблизила детей, родителей и педагогов группы.
Литература
1. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М., 2013
2. Берестов В. Д., Аким Я. Л., Александрова З. Н. Хрестоматия для средней группы детского сада. М., 2014
3. Гончарова Л. В., Егоров Ю. М., Макеева Т. Г., Русские народные сказки. М., 2011
4. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. М., 2011
5. Лебедев Ю. А. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. М., 2017
6. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб. 2017
7. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. 2018
8. Шорохова О. А., «Играем в сказку», М., 2017
Источники
1. https://sadikshkola.ru/poteshki
2. https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-aleksandrovna-solov-va/proekt-dlja-detei-vtoroi-mladshei-grupy-volshebnica-skazka.html
3. https://www.detochki.su/index.php?option=com_content&view=section&id=25&Itemid=81
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/14/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditel