Анастасия Киселёва
Проектная деятельность «Мы ловкие, умелые — ребятишки смелые» для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 227»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Мы ловкие, умелые – ребятишки смелые»
Для детей группы с задержкой психического развития
Педагог-психолог
Киселева А. Н.
Саратов, 2021 год
Пояснительная записка
Публикация «Проектная деятельность „Мы ловкие, умелые — ребятишки смелые“ для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность проекта. Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры ре6чи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой рек ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.
Цель проекта : развитие мелкой моторики пальцев рук детей с задержкой психического развития.
Задача проекта :
1. Развивать точность выполнения движений детей с задержкой психического развития, полноту объема движений крупной и мелкой моторики с помощью игр и различных видов продуктивной деятельности;
2. Стимулировать интерес и мотивацию детей с задержкой психического развития к выполнению упражнений, игр по развитию общей и мелкой моторики;
3. Формировать у детей с задержкой психического развития умения самостоятельно использовать упражнения, игры на развитие общей и мелкой моторики в самостоятельной деятельности;
Перед началом проектной деятельности проводится диагностика с использованием следующей методики – «Диагностика общей и мелкой моторики» Л. И. Переслени, Т. Д. Фотекова.
Проект создан на основе Программы «Мы – ловкие, умелые, ребятишки смелые» Т. В. Сухининой.
Работа по проекту проводится во второй половине учебного года – с февраля по апрель. Курс включает в себя 12 встреч с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность встречи 20 минут.
Форма организации детей – подгрупповая (5-6 человек).
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
1. Вводная часть – 3-5 минут.
2. Основная часть – 10-15 минут.
3. Заключительная часть – 3-5 минут.
Результатом работы по данному проекту должно стать :
1. Развитие общей и мелкой моторики до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Формирование любознательности, положительной мотивации обучения.
3. Формирование умения самостоятельно выдвигать и выполнять поставленные задачи.
Продукт проекта. По завершению проекта проводится вторичная диагностика развития мелкой и общей моторики с применением тех же методик, что применялись в первичной диагностике.
Перспективный план работы по проекту
Тема занятия Цель занятия Содержание
Февраль
1. «Детский сад – ты всегда ребятам рад» 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, координацию движений.
2. Формировать графические умения и навыки. 1. Пальчиковая гимнастика «Детский сад».
2. Самомассаж шариком «Су-джок».
3. «Выкладываем дорожку к детскому саду из цветных камушков».
4. «Прогулка» (ходьба по выложенной веревке, сначала с открытыми и затем с закрытыми глазами).
5. «Волшебный мешочек». Определить игрушку на ощупь и назвать ее.
6. Найди и раскрась игрушку.
2. «Зимующие птицы» 1. Развивать мелкую
моторику.
2. Формировать
умение
саморегуляции.
1. Динамическая игра
«Снегири».
2. «Угощение для птиц» -
сортировка семян тыквы, арбуза,
фасоли, гороха.
3. «Посмотри, кто спрятался в
комочке?» - разгладить
скомканные в шарики листы
бумаги с изображенными на них
контурами зимующих птиц.
4. Динамическое упражнение
«Воробушки».
3. «День Защитника отечества» 1. Развивать зрительно-моторные функции.
2. Учить штриховать в разных направлениях. 1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».
2. Из риса выложить салют по контуру.
3. Штриховка «Танк», «Самол т».
4. Самол тик для папы (яйца из
киндер-сюрприза и пластилина).
4. «Снегопад» 1. Укреплять мышцы
пальцев и кистей рук, сгибательные и
разгибательные
движения кистей рук.
2. Развивать умение управлять
Своими движениями.
1. «Снегопад». Делаем снежинки:
пальцев и кистей рук, мелко рв м бумажную салфетку.
и затем по команде подкидываем
вверх.
2. «Ветерок». С помощью
резиновой груши пытаемся сдуть
«снежинки».
3. «Цветные
льдинки» - с помощью пинцета
разложить бусины по соответствующим цветным тарелочкам.
4. «Зимний пейзаж» - на трафарет
дерева наклеить манку.
Март
1. «8 марта» 1. Развивать зрительное
восприятие.
2. Учить действовать
по
словесной инструкции.
3. Развивать мелкую моторику.
1. Игры с цветными резинками по
образцу.
2. Сматываем клубки для бабушки.
3. Открытка для мамы. Заготовку
(восьм рку) обматываем нитками. Украшаем
бусинами.
2. «Сказка – ложь да в ней намек…» 1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать
ощущение
границ своего тела и его положения в пространстве.
3. Учить использовать результаты своей деятельности в игре. 1. Вспомнить сказку «Колобок».
2. Игровое упражнение «Колобок».
3. Лепка из пластилина героев его сказки.
4. Театрализация «Колобок» с использованием вылепленных фигурок.
3. «В мире животных» (Домашние) 1. Развивать
мелкую
моторику.
2. Развивать
графические
навыки и умения.
1. Пальчиковая гимнастика
«На ладошку села кошка».
2. Обвести кот нка по точкам,
обклеить ватой, нарисовать глаза,
коготки.
3. «Поиграем с кот нком» - рисование разноцветных клубков.
4. «В мире животных» (Дикие) 1. Развивать
зрительно-моторные функции.
2. Учить работать
с ножницами.
1. Массаж «Ёжик».
2. «Кто где жив т». Отгадать загадки
о диких животных и наклеить картинку туда, где он жив т.
3. Аппликация «Ёжик». Нарезать
ч рную бумагу тонкими полосками и
наклеить на трафарет. Раскрасить
мордочку.
Апрель
1. «Весна пришла» 1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать
зрительно-моторную
координацию.
1. Пальчиковая гимнастика
«Побежали вдоль реки».
2. «Потекли ручейки» -
рисование пальчиками на крупе.
3. Нанизывание пуговиц на леску
и называние чередования: большая, маленькая.
4. Аппликация из пшена
«Солнышко».
2. «Полет на Луну» 1. Развивать
зрительно-моторную
функцию.
2. Развивать
внимание,
усидчивость.
1. Пальчиковая гимнастика
«Космос».
2. Динамическое упражнение
«Невесомость».
3 Дидактическая игра «Космос». На
Ватмане зв здное небо с контурами зв зд. Подобрать звезду. Посчитать
большие и маленькие, назвать цвета, каких больше.
3. «Комнатные растения» 1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать
зрительно-моторную
координацию. 1. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
2. Украшаем кактус колючками и
цветочками (прищепки).
3. Обрывная аппликация из бумажных салфеток «Цветок в
горшке».
4. «В мире животных» (Птицы) 1. Развивать мелкую моторику.
2. Учить использовать
Результаты своей деятельности в игре. 1. Пальчиковая гимнастика
«Птички прилетали».
2. «Птичка» - делаем птичку из
своей ватных дисков и трубочки для
коктейля.
3. «Покормим птичек» - делаем
з рна из бумажных салфеток и
«кормим» сделанных птиц.
Библиографический список:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – М., 2008.
3. Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет. / Под ред. Н. Е. Ильяковой. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.
4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2003.
5. Лифиц Е. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М., 2010. – 160 с.