Татьяна Кузнецова
Проектная деятельность как эффективное средство экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как эффективное средство экологического воспитания
В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую в образовательной деятельности. Поэтому метод проектов, на мой взгляд, один из самых эффективных способов достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста.
Публикация «Проектная деятельность как эффективное средство экологического воспитания» размещена в разделах
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень и совершенствование технологий и методик обучения. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков.
Такой подход позволяет осуществить метод проектов (проектный метод). Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.
Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств экологического воспитания дошкольников. Включение детей в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, формирует целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить замысел проекта, в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.
Представляю свой опыт работы по экологии с использованием метода проектной деятельности.
Прежде чем приступить к работе над темой, я наметила цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
-способствовать развитию познавательного интереса к миру природы;
-создавать условия для первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребенка поведения;
-воспитывать гуманное, эмоционально положительное, бережное заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
-выявлять особенности образа жизни птиц, животных,насекомых, заботиться о них;
-создавать условия для участия родителей в образовательном процессе;
-развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности.
Выстраивая систему работы по экологическому воспитанию дошкольников, определила основные этапы работы над проектами :
- постановка цели;
-поиск формы реализации проекта;
-разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта;
-организация познавательной, предметной, развивающей среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
-организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с родителями и детьми;
-работа над частями проекта, его коррекция;
-коллективная реализация проекта,его демонстрация.
С детьми старшей группы мы реализовали проект «Птицы - наши друзья». На занятиях дети знакомились с птицами, их внешним видом, средой обитания. Проводились беседы «О птицах», «Холодно ли птицам зимой?», «Кто рождается весной?», «Перелетные и зимующие птицы». Дети рассматривали иллюстрации, составляли небольшие рассказы из личного опыта, играли в подвижные, дидактические, словесные, развивающие игры, рисовали и лепили птиц. Детям читали художественные произведения о птицах, они заучивали стихи, пели песни, использовали русские народные потешки и прибаутки о птицах в театрализованной деятельности.
Вместе с родителями дети изготовили и повесили кормушки для птиц. Ежедневно подкармливали птиц зимой.
В группе была создана соответствующая развивающая среда. Вместе с детьми изготовили дидактические игры «Зимняя столовая», «Загадки и отгадки», «Сложи картинку». Оформили альбомы «Птицы наших лесов», «Жизнь птиц». Составила картотеку наблюдений на прогулке, подобрала стихи и загадки по теме. Пополнила картотеку физминуток, пальчиковых и подвижных игр. Подобрала видео и аудиоматериалы по теме «Птицы».
С помощью родителей организовали сбор книг о птицах в книжный уголок Итоговым мероприятием проекта стало развлечение «Птицы- наши друзья». Видеоролик по итогам проекта «Любопытные моменты из жизни птиц» занял 2 место во Всероссийской эколого-просветительской акции «Покормите птиц!»
В ходе реализации проекта ребята приобрели новые знания о птицах, их внешнем виде, особенностях питания и поведения. Дети стали бережнее относиться к птицам и заботиться о них. Родители приняли активное участие в проекте и в конкурсе «Лучшая кормушка». Помогли с обрезкой деревьев для размещения кормушек.
С середины января мы с детьми и родителями работали над проектом " Огород на окошке".
На первоначальном этапе была проведена консультация для родителей " Огород на окошке", проведена беседа с родителями об оказании помощи в реализации этого проекта. Создали условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности. Родители активно откликнулись на нашу просьбу и приняли активное участие. Принесли землю, семена, контейнеры.
Мы принялись за работу. Вовлекли детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений нашей республики.
Дети сажали, ухаживали, наблюдали за ростом культурных растений (лука, петрушки, огурцов, так же наблюдали за ростом пшеницы, проводили опыты и эксперименты (с луком). Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках и дневнике наблюдений. Итогом проекта стало интегрированное занятие «От семечка к ростку».
В ходе проекта расширились представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивалось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Также с детьми старшей группы мы участвовали в конкурсе проектов «Сказки на территории детского сада». Большую помощь в реализации проекта оказали родители. Мы подготовили клумбы, посадили цветы, ухаживали за ними. Родители изготовили персонажей сказки «Винни-Пух» из бросового материала. В ходе реализации проекта дети узнали названия новых цветов, способы их выращивания. Были созданы условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.
Кроме этого, на основе комплексного тематического планирования были разработаны и реализованы следующие проекты : «Земля- наш общий дом», «Лесное царство».Наша группа не пропускает ни одного конкурса,организованного Кавказским биосферным природным заповедником,мы постоянные участники акций, проводимых Негосударственным природоохранным центром «NABU-Kavkaz», тесно сотрудничаем с компанией «Эко-Сити». Родители вместе с детьми участвовали во Всероссийской акции «Дни единых действий», собирали макулатуру и отходы из пластика,использованные батарейки.
В октябре наш детский сад стал участником чемпионата «ЭкоБитва 2020» по сбору вторичного сырья, который уже второй год проводит компания «ЭкоСити». Этот чемпионат был задуман с целью формирования активной позиции детей в области охраны окружающей среды.
Воспитанники старшей группы «Винни-Пух» с большим энтузиазмом включились в городскую акцию, ведь бумага – один из основных компонентов мусора в каждой квартире. Целый месяц ребята вместе со своими родителями несли в детский сад старые газеты, журналы, книги, картонные упаковки. Но и сбором макулатуры дело не ограничилось. Ребята узнали, что один житель, в среднем, выбрасывает до 150 кг бумаги в год. А для получения 1 тонны бумаги расходуется примерно 10 деревьев и 20 000 литров воды. Узнали, что сдавая макулатуру на вторичную переработку, можно не только сократить размеры свалок, но и значительно экономить природные ресурсы, снизить загрязнение воды.
И вот наконец итоги подведены! По сбору вторсырья наш детский сад занял второе место в городе, а наша группа - почетное третье место! Особенно отличился Даниил Куценко со своими родителями – они трижды привозили огромную машину с макулатурой!
Очень важно, чтобы дети с ранних лет бережнее относились к природе. И тогда мы вместе сделаем нашу республику самой чистой!
Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. На протяжении всего периода работы с детьми организуется работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. Родители привлекаются к труду в природе с ними организуется консультирование, беседы, родительские собрания. Проводятся совместные экологические акции и проекты, такие как «Цветущая клумба», «Лук-лучок», «Подарки осени», «Кормушка для пичужки», «Вода-водичка», «Вершки-корешки», «Льдинки- снежинки» и др.
Таким образом, проектный метод в экологическом воспитании дошкольников осуществляется через разнообразные виды деятельности. А взаимодействие с родителями способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребенка в социальном и природном окружении.
Считаю, что проектная деятельность-это действительно продуктивная деятельность, которая приносит важные положительные плоды совместной деятельности. Она является полноценным средством экологического воспитания дошкольников, в процессе которого у ребенка происходит формирование умения безопасно жить в мире людей, природы, вещей; развивается способность общения с природными объектами; развивается эмпатия (способности сопереживать, сочувствовать и содействовать другому); воспитываются чувства родства со всем живым; происходит принятие ребёнком нравственных норм и правил, ребенок начинает осознавать всю красоту и доброту окружающего мира, доброту людей по отношению к природе. Восприятие всего нового позволяет нам расположить ребенка к миру прекрасного, сделать его частью этого огромного мира. А мы, взрослые, должны повести детей по волшебной тропинке в удивительный и увлекательный мир экологии.