Эльвира Королёва
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с различными речевыми нарушениями, их интеграция, использование эффективных нетрадиционных подходов, что ведет к освоению ими общеобразовательных программ дошкольного образования, к равным стартовым возможностям в школьном обучении. В настоящее время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на формирование у дошкольников инициативности, самостоятельности и творческой активности в поиске интересных решений проблемы. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность - современная технология образовательного процесса [2].
Публикация «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях» размещена в разделах
В методической литературе проект рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта с презентацией. Важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только работая самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.
Метод проектной деятельности предполагает комплексную деятельность и сотрудничество всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) и предусматривает принцип деятельностного подхода, где ребенок осваивает знания в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой логопедом. Это обучение через деятельность, где в основе лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом [3]. Безусловно, метод проекта является очень актуальным, интересным для педагогов. Проектирование заставляет педагога творчески подходить к своей профессиональной деятельности не допускает применения трафаретных действий. Однако, область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
В начале проектной деятельности перед учителем-логопедом ставятся следующие задачи:
- Побудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
- Развивать речевые и творческие способности детей.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
- Увеличить объем коррекционного воздействия.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Основные логопедические задачи конкретизируются в зависимости от темы проекта, которые в свою очередь связанны с изучением лексических тем, рекомендованных программой коррекции речи. При разработке проекта учитель-логопед : определяют тему, цель, задачи коррекционно-образовательной работы, а так же продукт проекта, намечают этапы и содержание работы, составляют общий план проекта, по образовательным областям и видам детской деятельности. Содержание плана, составленного логопедом, охватывает основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми:
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи
- Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
- Совершенствование произносительной стороны речи
- Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
В проекте используем разные формы организации логопедической работы : индивидуальные занятия, занятия в микрогруппах, комбинированные занятия, экскурсии, речевой досуг. Подбор тематики исследовательских проектов проводится с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и носит познавательный характер по различным темам: «Зачем нужен язык?», «Волшебный нос», «Волшебный мир звуков», «От дрожалки до пищалки» и др. На каждую изучаемую тему составляется план проекта. В рамках реализации краткосрочных проектов планируется работа по всем видам деятельности, в которых выделяются содержание мероприятий, проводимых с детьми, направленных на решение поставленных задач.
Работа над проектом проводится в три этапа
1. Мотивационный (ознакомительный).
2. Проблемно-деятельностный.
3. Заключительный этап. Презентация продукта.
На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни ребенка и значима, прежде всего, для ребенка. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск.
На втором – проблемно-деятельностном этапе, дети-ученые проводят опыты, исследуя строение и функции языка, носа, ушей и выполнение роли этих органов в жизни чело-века. В ходе опыта доказывают поставленные гипотезы, делают выводы, например, что язык – это не только орган вкуса, но еще он помогает нам правильно произносить звуки, последние в свою очередь бывают разные: звонкие и глухие, гласные и согласные, шуршащие и звенящие, музыкальные и речевые. А еще звуки помогают нам различать слова по смыслу. Взрослый выступает в роли участника, а дети проявляют своё творчество и фантазию.
На заключительном этапе подводятся итоги. Возможность использования практических действий в разных видах деятельности позволяет более обогатить проектную деятельность, насытить, разнообразить её. Дети рисуют и придумывают сказки о Язычке, носике и пылинке, об окружающих звуках. Используя тестопластику, лепят свои «носики-курносики», язычки. От чего получают огромное удовольствие. При подведении итогов родители и воспитанники на данном этапе проявляют свои интеллектуальные способности в развлекательных играх, например, «А какой бывает нос?», «Кто больше знает о языке?», «Почему их так много, целое море!»
Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольника, погрузившись в ход экспериментальной деятельности, свидетельствует о его заинтересованности[4]. Дети представляют и защищают свои проекты на городском и федеральном уровнях в рамках фестиваля «Почемучки», «Я открываю мир».
Итак, проектная деятельность позволяет заинтересовать дошкольника, дать ему возможность установить причинно-следственные связи, способствовать развитию интеллектуальной и экспериментальной деятельности, создать условия для развития его творческих способностей, учить его предвидеть результаты, выработать желание доказывать свою точку зрения с помощью умозаключений, что является важной составляющей в работе учителя-логопеда на современном этапе обучения. А также опыт работы показывает, что при использовании проектного метода в коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед может достичь значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.
2. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / – Тольятти: ТГУ, 2007.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к прак-тике / Л. Д. Морозова. - М. : ТЦ Сфера, 2010.