Папки-передвижки

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС

Ольга Николаевна Балабанова
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детской сад № 109 «Букварёнок»

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ

Автор: Балабанова Ольга Николаевна

Вологда 2021

Содержание: стр.

Введение…. 2-7

1. Теоретическая часть

1.1. Анализ изученной литературы… 7-8

Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах

1.2. Проблема организации проектно – исследовательской деятельности дошкольников…. 8-9

2. Практическая часть

2.1. Технологии и принципы организации работы… 9-11

2.2. Организация проектной деятельности с воспитанниками и их родителями…. 11-12

2.3. Организация работы с педагогами… 13

3. Список литературы…. 14

4. Приложения…. 15-35

Введение.

Актуальность:

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.

В связи с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Что же такое метод проектов? Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, это совокупность приёмов, действий воспитанников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. На самом деле данный метод не является новым, он разработан в начале XX столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей для решения одной проблемы и применять их на практике.

Новизна опыта:

- Внедрение инновационных методов: интегрирование работы по нравственно - экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно - эстетическому развитию воспитанников.

- Обучение детей исследовательским навыкам, обширный круг участников проекта.

- Ребенок получает позитивный социальный опыт в реализации собственных замыслов.

Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем его мире, сформулировать проблему и определить цель, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дети дошкольного возраста, по своему психофизиологическому развитию, еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому, я наблюдаю за их любознательностью и помогаю поставить цель и побуждаю детей найти пути достижения данной цели.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :

совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;

использование инновационных технологий в образовательной работе;

вовлечение семей в проектную деятельность;

многофункциональное взаимодействие с социумом.

Данные предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»

Цель и задачи:

Основная цель моей работы: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности и исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с педагогической информацией в системе Интернет;

• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);

• Создать современную предметно - пространственную среду;

• Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать копилку проектов;

• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.

Ожидаемые результаты моей работы:

• У меня, как у воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

• Повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков сфере проектной деятельности;

• Совершенствование владения инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

У детей сформируется :

• Творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, сформировать интерес к исследовательской деятельности, умение синтезировать и анализировать полученные знания;

• Социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;

Повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной активности.

Методические приёмы, использованные при реализации проектов :

Приёмы Цель

Познавательные беседы Ознакомить детей с новым материалом.

Вопросы проблемного и исследовательского характера Развивать мышление, умение рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

Словесные, настольно – печатные игры Закреплять полученные знания.

Подвижные игры Смена деятельности.

Рисование, аппликация Развивать творческие способности, воображение, закреплять полученные знания.

Целевые прогулки, экскурсии Обобщать знания о родном крае.

Инсценировка Развивать речь, выразительность творческую активность детей, закрепить знание содержания произведения; снятие напряжения.

Диагностические задания Выявление уровня знаний, умений и навыков.

ИКТ Обобщение полученных знаний.

Работа с семьёй Привлечь родителей к совместной проектной деятельности.

1. Теоретическая часть.

1.1 Анализ изученной литературы.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.

Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и дошкольника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Вывод: Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, я убедились в эффективности использования проектной деятельности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Использование проектного метода в дошкольном учреждении мы сможем создать условия для развития свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

1.2. Проблема организации проектно - исследовательской деятельности дошкольников.

Заинтересовавшись проблемой организации проектно - исследовательской деятельности дошкольников, мною была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, организовываю воспитательно – образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

2. Практическая часть.

2.1. Технологии и принципы организации работы.

Среди всего многообразия современных образовательных технологий, можно выделить следующие технологии, регулярное и системное применение которых возможно при реализации проектов.

Здоровьесберегающие технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественный анализ педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Иными словами любая технология применяемая для развития познавательных интересов детей должна быть здоровьсберегающей, потому что основной задачей дошкольного образования является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья.

Индивидуальный подход – это подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей воспитанников и использование этих особенностей для составления заданий, посильных и в тоже время в достаточной степени развивающих каждого из них.

Дифференцированный подход - в процессе этого подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

Информационно – коммуникативные технологии - компьютерными технологиями в познавательном развитии могут быть следующие: информация для подготовки к НОД, подготовки докладов, изготовление презентаций, создание видеофильмов, использование адаптированных компьютерных игр, поиск детьми совместно с родителями информации по проблеме и т. д.

Диалого-дискуссионная технология - одна из самых часто применяемых во время реализации проектов. Она может реализовываться через беседу, рассказ.

Технология эвристического образования - обучение, ставящее целью конструирование ребенком собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Она предполагает предоставление заданий с серией наводящих вопросов и примеров, это установление отношений в проблемных ситуациях; в поисковый процесс вовлекаются знания и умения детей; стимулируется познавательный интерес, коллективное решение трудных проблем. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует ребенка на достижение неизвестного им заранее результата.

Игровая технология – важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности.

В процессе реализации проектов широко используются : дидактические игры, строительно - конструктивные, театрализованные игры, сюжетно - ролевые…

Все рассмотренные мной образовательные технологии так или иначе являются личностно-ориентированными. Образовательный процесс предполагает личностное общение педагога с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях, поэтому все образовательные технологии постоянно интегрируются в соответствии с поставленными целями и задачами реализуемого проекта.

Принципы, использующие при реализации проектов :

постоянная обратная связь,

диалогизация образовательного пространства,

оптимизация развития,

эмоциональный подъем,

добровольное участие,

погружение в проблему,

свободное пространство.

2.2. Организация проектной деятельности с воспитанниками и их родителями.

Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста, использую ролевые, игровые и творческие проекты, например: «Птички – невелички», «Мой домашний любимец», «Умные игры»

Кроме этого в своей практике работы с детьми реализовывала различные проекты :

- комплексные: «Здравствуй, Зимушка зима», «Наши защитники», «Спорт и мы», «Весна красна»;

- творческие: «День Российского флага», «Любимое место моего города», «Широкая Масленица», «Красота осени», «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского», «Моя семья»;

- групповые: «Будем расти здоровыми», «Огород на окне», «Космические дали»; «Лекарственные растения», «Детские писатели»; «Азбука пешехода»;

- индивидуальные: «Спорт и я», «Герб моей семьи», «Планеты солнечной системы», «Моя любимая книга»;

- исследовательские: «Вода – вода, кругом вода», «Капустник», «Дикие звери Вологодской области»

Каждый проект доводиться до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После за-вершения работы предоставляю возможность детям предъявить результат окружающим – праздники, тематические выставки, оформление альбомов.

В период работы над проектом, по какой – либо теме группа букваль-но живет этой темой. В групповом помещении есть информационный стенд для родителей, где помимо темы они могут узнать, как им можно включиться в проект. Но зачастую родителей включают в проект сами дети, которые несут из группы домой свои вопросы, знания, желания что – то узнать и сделать, а из дома в группу материалы, книги, истории, поделки и т. п. Родители, участвуя в реализации проектов, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над ними, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В своей деятельности использую следующие формы работы с родителями (законными представителями) : проведение нетрадиционных родительских собраний, групповых, семейных проектов, педагогических гостиных, театрализованных представлений, организация фотовыставок, организация развлечений и праздников, фольклорных концертов с участием родителей (законных представителей, оформление тематических выставок, мастер – классов для родителей совместных с детьми, а также проведение анкетирования и опросов.

2.3. Организация работы с педагогами ДОУ.

Мною осуществляется работа с педагогическим коллективом ДОУ, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая включает в себя такие формы работ как: педагогический совет, распространение практического опыта среди педагогов ДОУ в форме демонстрации презентаций, результатов продуктивной деятельности; проведение мастер – классов, групповых проектов, конкурсов, а также выход в СМИ.

В данный период времени, наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание на то, что дети интересуются рисованием, особенно вызывает интерес смешивание красок и получившийся результат. Исходя из интересов детей к смешиванию красок, я решила создать проект «Цветная палитра». Детям проект был очень интересен, они проявляли огромную познавательную и исследовательскую активность.

Вывод:

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.

Список литературы:

1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога : сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008.

2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. – 2000.

3. Виноградова Н. А., Панькова. Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей – М. : Айрис – пресс, 2008.

4. Дергунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2012.

5. Попова Т. П. Методическое сопровождение образовательного процесса по внедрению проектного метода в ДОУ. Методическое пособие. Ленинградский социально – педагогический колледж Краснодарского края, 2015г.

6. Михайлова – Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО – М. : Просвещение, 2015.

7. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.

8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.

9. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

10. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М. : изд. Центр Владос, 2008г.

11. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М. : «Карапуз», 2009.

12. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
Опубликовано: 16 марта 2021 в 18:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Балабанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД