Получи документы

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников

Елена Сафина
Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Оставляйте всегда что – то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Проектная деятельность как средство развития познавательно и творческой активности дошкольников. .

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Весь период дошкольного детства определен ситуацией игровой деятельности, но колоссальное значение в процессах социализации принадлежит познавательно – исследовательской деятельности, которая представляет собой поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» размещена в разделах

Говоря об исследовательской деятельности дошкольников, важно отметить, она основана на естественном желании наблюдать и исследовать. Именно это внутреннее стремление к собственному исследованию порождает знания, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Разнообразная и мотивационно окрашенная поисковая деятельность позволяет ребенку быстрее и полноценнее развиваться.

Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Исходя из цели, я поставила следующие задачи:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий.

[b]Информационный[/b] (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);

Творческий (дети рисуют, составляют рассказы, поют песни, создают новые правила поведения в природе и в общественных местах, в игре - нормотворчество);

[b]Исследовательский[/b] (исследуют, знакомятся с условиями жизни птиц и животых в природе). Например: в течение лета наблюдали за клопами-солдатиками.)

Через дидактические игры дети учились анализировать свою деятельность, систематизировать и классифицировать полученные знания, комментировать свои действия. Учить выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи. Ведь дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать и шифровать полученную информацию).

При обсуждениях в группах, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций дети научились определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.

Экспериментируя с объектами живой и неживой природы, дети узнали о свойствах веществ и материалов, о преобразовании предметов.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У ученого, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

«Экологический проект «Чистый город»

I. Актуальность Проекта

Научно технический прогресс, который активно вторгся в нашу жизнь, привел к опасному нарушению природного баланса. Мы уже взяли от природы все, что смогли, поэтому ждать от нее новых милостей не приходиться, поскольку она сама в них нуждается.

Сегодня задача природоохранительных организаций всего мира в том, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось от природных ресурсов. Наша задача выжить в этих условиях, сохранить здоровье свое и своего потомства.

Современные люди, особенно городские жители, на первый взгляд мало зависят от природы. Нас окружают добротные отапливаемые дома со всеми удобствами, промышленные предприятия, транспорт, движущийся по асфальтовым мостовым, реки, закованные в гранит. Но это обманчивое впечатление. Все вокруг нас: дома и машины, продукты питания и предметы потребления, сырье, над которым мы трудимся, наконец, энергия, которую мы расходуем, - все это люди черпают из закромов природы. Но природа для человека не только источник продуктов питания и сырья для промышленной переработки. Человек - сам часть природы - нуждается и в благоприятной среде для жизни с чистой водой и воздухом. Природа Земли давно и очень существенно изменена человеком. Поэтому в наше время важно так использовать ее, чтобы она не теряла своих полезных и необходимых для человека свойств.

Выбирая тему Проекта, мы руководствовались актуальностью данной проблемы для нашего города.

Жители Уфы живут в красивом, уникальном во всех отношениях регионе. Но все чаще речь заходит о проблеме ухудшения здоровья населения в связи с крайней неблагоприятной экологической обстановкой. Количество выбросов вредных веществ в воздух и водоемы области составляет более 20% от общего числа выбросов по России. Источниками загрязнения являются - химические производства и предприятия нефтепереработки, а также городской автотранспорт.

О том, что загрязнение окружающей среды стало причиной быстрого роста числа заболеваний детей и подростков, что адаптационные возможности детского организма гораздо ниже, чем у взрослого, сегодня знают все. Здоровье каждого очередного поколения, по сравнению с предыдущим прогрессирующе ухудшается.

В связи с этим проблема, решаемая в рамках Проекта - дать детям необходимые знания о влиянии экологических факторов на здоровье человека, знания о том, что без животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить на

земле. Но в детском саду не достаточно разработаны условия, способствующие практическому освоению детьми программных знаний.

II. Основная цель Проекта

Цель: формировать у детей потребность и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения собственного здоровья.

III. Задачи Проекта

Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме г. о. Уфы. Формировать основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Способствовать пониманию детьми значимости безотходных технологий (в ходе исследовательской деятельности).

Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды; способам рационального использования различных материалов, которые употребляются в бытовой и детской деятельности.

Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Учить заботиться о чистоте и красоте в своем доме, подъезде, дворе, улице, городе.

IV. Содержание проекта

Чтобы решить обозначенную нами проблему, в ходе Проекта можно организовать работу, исходя из интеграции следующих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя экологический компонент:

Учебно-познавательная деятельность.Занятия познавательного цикла: «Планета Земля-наш дом».

«Город, в котором я живу».

Продуктивные виды деятельности: ИЗО деятельность «Рисование экологических разрешающих и запрещающих знаков»

Исследовательская деятельность Опыты Проведение опытов по очистке воды.

Проведение исследования «Зеленые пылесосы» - обследование деревьев на наличие лишайников на территории детского сада и у проезжей части.

Наблюдение за жизнью клопов-солдатиков.

Трудовая деятельность: Труд в природе.

Ежедневная подкормка птиц на территории детского сада и в лесу.

Уборка территории участка от снега и веток.

Ручной труд «Подари книге жизнь» -реставрация книг.

Игровая деятельность: Дидактические игры Д/и «Хорошо - плохо».

Д/и «Наведем порядок».

Д/и «Кому нужен воздух».

Акция Проведение акций «Берегите птиц»; «Очень любим мы отходы, превращаем их в доходы»; «Крышечки спешат на помощь»

Технологическая карта проекта «Чистый город».

Название проекта

«Чистый город»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели

Продолжительность проектной деятельности

Краткосрочный

Тема программы

«От рождения до школы»

Отношение к окружающей среде и здоровью человека

Тематическое поле

Экология города Уфы

Проблема

Ребенку необходимо знать о влиянии экологических факторов на здоровье человека, о том, что без животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить, но в детском саду не достаточно разработаны условия, способствующие практическому освоению детьми программными знаниями.

Задачи

1. Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме города Уфы; формировать у детей потребности и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения здоровья.

2. Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды.

3. Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

4. Разработать методическое обеспечение по данной теме.

Мероприятия

Проведение бесед на тему: «Жизнь города Уфы», «Правила поведения в природе».

Участие в викторине: «Чистый город – наше здоровье».

Подбор иллюстраций по теме «Правила поведения в природе».

Проведение познавательных занятий «Планета Земля-наш общий дом», «Солнце,воздух и вода наши лучшие друзья», «Город в котором я живу».

Консультация для родителей «Экологические катастрофы».

Участие в акции «Берегите птиц зимой».Привлечение родителей к участию в изготовлении кормушек

II.Разработка конспектов и бесед. Рисование экологических разрешающих и запрещающих знаков,листовок на природоведческие темы.

Д/и «Наведем порядок».

Д/и «Хорошо – плохо».

Д/и «Очистители и загрязнители воздуха». Привлечение родителей к участию в акции.

Акция «Очень любим мы отходы, превращаем их в доходы». (Сбор макулатуры.)

III. Уборка территории участка группы, Лепбук «Мусор»,

Подкормка птиц на территории детского сада и около дома. Подкормка птиц около дома.

Акция «Крышечки спешат на помощь».

Результат Организована «Птичья столовая», собранные крышки отправлены на переработку.

Ресурсы Дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Бумага, краски, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, природный материал, дерево.

В ходе реализации проекта, формируются ключевые компетентности:

Технологическая компетентность 1. Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

2. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;

3. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях

Информационная компетентность 1. Умение задавать вопросы на интересующие темы;

2. Умение получать информацию, используя некоторые источники;

3. Умение оценивать социальные привычки, связанные с ситуациями в окружающей среде.

Социально-коммуникативная компетентность 1. Умение получать необходимую информацию в общении;

2. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.)

VIII. Новизна Проекта

Использование игровых интерактивных технологий при реализации задач проекта. Ориентация на детскую исследовательскую деятельность.

IX. Срок осуществления Проекта

2 недели

X. Перспективы развития Проекта

В дальнейшем в рамках Проекта возможно провести следующие мероприятия:

- познавательное занятие на тему: «Лесная аптека»;

- экологическую игру «Знатоки природы»;

- конкурс на лучшую клумбу участка детского сада: «Цветик - семицветик»;

- предложить детям решить экологические задачи: «На кого обижен лес», «Что произойдет, если.» и др.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников
Опубликовано: 22 января 2024 в 20:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сафина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД