Варзупина Анастасия
Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Публикация «Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.
Цель моего опыта работы:Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.
Для реализации данной цели были поставлены задачи.
Задачи:
-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения, способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.
-Обогащение и активизация словаря;
-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.
-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,
-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у начинающего педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.
У детей сформируются :
- Творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
-социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
-повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
-появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
-заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Классификация проекта
Продолжительность
Тема
Месяц
1. Семейный, творческий краткосрочный «Осенние фантазии» Октябрь-ноябрь
2. Семейный, творческий краткосрочный «Птичья столовая» Ноябрь -декабрь
3. Игровой Долгосрочный
(опыты, наблюдения, сравнения) «Использование дидактических
развивающих игр
в образовательно –воспитательном процессе» В течение года
4. Творческий краткосрочный «Новогодний калейдоскоп» декабрь
5. Патриотический Краткосрочный «Россия – Родина моя» Февраль
6. Познавательно-
исследовательский краткосрочный «Наш веселый огород» Март-июнь
7. Творческий, игровой краткосрочный «Волшебный мир русской народной сказки» Март -апрель
8. Познавательно-исследовательский краткосрочный «Весенняя лаборатория» Апрель -май
9. Индивидуальный Краткосрочный «Моя семья» Май