Папки-передвижки

Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования

Ирина Арендарчук
Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Публикация «Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования» размещена в разделах

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности.

Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания деятельности в рамках внедрения ФГОС ДО, которая должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.

Создание таких условий, при реализации которых он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим проектную деятельность.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными. При этом важно не переусердствовать с опекой и помощью.

Покажем реализацию образовательного процесса в форме тематических образовательных проектов.

Особенности организации образовательной работы при реализации проекта позволяют не использовать организационную форму занятий, распределяя детскую активность между совместной со взрослыми (педагогом и родителями) деятельностью и самостоятельной детской деятельностью, поддерживаемой педагогом и родителями.

Проект включает разнообразную детскую деятельность. Основными её формами будут совместная со взрослыми (педагогами, родителями, приглашёнными гостями) деятельность и самостоятельная деятельность. Виды детской деятельности – познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, конструктивная, музыкальная, речевая. Но для того, чтобы мотивировать детей к этой деятельности, заинтересовать их темой, необходимо организовать «точку удивления», имеющую непосредственный выход на детскую деятельность и подпитывающую детскую любознательность.

Итак, отправной точкой для реализации любого проекта является непосредственный интерес детей – либо возникший спонтанно, в ответ на какую-либо жизненную ситуацию, либо спровоцированный воспитателем. Этот возникший у детей интерес подталкивает их на проявление инициативы, которая даёт начало проекту. Таким образом, первой частью тематического образовательного проекта будет организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности.

Поэтому реализацию проекта мы можем начать :

• С тщательно продуманной познавательно-исследовательской деятельности – в виде системы наблюдений и элементарных опытов, которая позволит заинтересовать детей темой нашего проекта;

• создания зрительного ряда в виде фотоиллюстраций, интересно изданных книг для детей, просмотра мультфильмов или видеофильмов;

• чтения детям как художественной, так и познавательной литературы;

• рассказа воспитателя о событии, поразившем его воображение;

• рассказа ребёнка о происшедшем с ним событии (например, ребёнок впервые побывал в зоопарке или цирке, увидел слона, и тот поразил его воображение, ребёнок захотел больше узнать о слонах – здесь мы будем иметь дело со спонтанно возникшим интересом, на который придётся быстро и гибко отреагировать).

В заключение первой части проекта мы записываем все вопросы детей, на которые они хотят получить ответы.

Поддерживая возникший интерес детей, мы совместно с ними, а также с привлечением родителей планируем возможные формы образовательного процесса в ходе реализации проекта. Планирование – это вторая часть тематического образовательного проекта. Важно, чтобы формы образовательной деятельности позволили детям самостоятельно, с минимальной педагогической поддержкой получить ответы на возникшие у них вопросы. Такими формами могут быть:

В блоке совместной деятельности взрослых и детей :

Непосредственное наблюдение за объектами, связанными с темой проекта.

• Рассказы воспитателя.

• Создание коллекций (растений, игрушек, фотоиллюстраций, картинок).

• Беседы с детьми.

Разнообразная продуктивная деятельность детей – лепка, аппликация, рисование, творческое конструирование.

• Чтение художественной и познавательной литературы, в том числе народных сказок, использование русского фольклора (потешки, поговорки, загадки)

• Речевое творчество – придумывание сказок, фантастических историй.

• Конкурс плакатов по теме проекта.

Разнообразные игры – дидактические и сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, в которых воспитатель участвует как равноправный партнёр,подвижные.

В блоке самостоятельной деятельности детей :

• Сюжетно-ролевые игры, связанные с темой образовательного проекта.

• Театрализованные игры.

• Самостоятельная творческая продуктивная деятельность.

• Самостоятельные наблюдения с последующей презентацией их результатов.

В блоке взаимодействия с семьями детей:

• Совместные детско-родительские проекты. Презентация проектов – как в виде их непосредственных результатов, так и в виде фото- и видеорепортажей (документального подтверждения полученных результатов)

• Создание фотоальбомов, стенгазет с фотографиями из семейных архивов.

• Конкурсы детских и детско-родительских поделок на «цветочную» тему: рисунки, аппликации, вышивки, бисероплетение, поделки, выполненные в любых техниках из любых материалов.

Все эти формы образовательной работы объединяются в третьей части проекта – реализации мероприятий (интегрированным развлечением, на котором все участники смогут презентовать свои результаты в реализации общего проекта.

Важно также помнить, что главные активности взрослых (педагогов, родителей) при реализации тематического образовательного проекта распространяются, прежде всего, на создание развивающей предметно – пространственной среды, передачу детям знаний в процессе совместной партнёрской деятельности, а также всемерную поддержку детской инициативы и самостоятельности и создание условий для самостоятельной творческой деятельности.

Образовательный проект мы рассмотрели как вид тематической недели, предусматривающий активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей и базирующийся на инициативе детей и включающий интересную для детей поисковую деятельность. Образовательный проект требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на имеющиеся у них вопросы и раскрыть свою индивидуальность в процессе разнообразных детских деятельностей.

Публикации по теме:

Использование технологий индивидуализации образования при реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» .

Мастер-класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Мастер - класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема.

Презентация из опыта работы воспитателя «Проектная деятельность как средство развития детской инициативы» Данный материал будет очень полезен и интересен не только для ознакомления воспитателям детских дошкольных учреждений, но и для активного.

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и креативной компетенции на уроках английского языка Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне — и я забуду Покажи мне — и я запомню Вовлеки меня.

Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Евсеева Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 91» Проектная деятельность как средство формирования познавательно — речевого.

Проектная деятельность как средство формирования познавательного, речевого развития дошкольников Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Проектная деятельность как средство развития детской инициативы 1 слайд Я Тимофеева Оксана Алексеевна, воспитатель МБДОУ Детский сад «Полянка» с. Бичура. Хочу представить Вашему вниманию презентацию из.

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования.

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира История – есть область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. История выступает в роли источника.

Проектная деятельность в системе образования Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования
Опубликовано: 19 мая 2019 в 09:37
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Арендарчук (УИ 1236605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД