Ирина Арендарчук
Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Публикация «Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования» размещена в разделах
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности.
Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания деятельности в рамках внедрения ФГОС ДО, которая должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.
Создание таких условий, при реализации которых он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.
К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим проектную деятельность.
Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными. При этом важно не переусердствовать с опекой и помощью.
Покажем реализацию образовательного процесса в форме тематических образовательных проектов.
Особенности организации образовательной работы при реализации проекта позволяют не использовать организационную форму занятий, распределяя детскую активность между совместной со взрослыми (педагогом и родителями) деятельностью и самостоятельной детской деятельностью, поддерживаемой педагогом и родителями.
Проект включает разнообразную детскую деятельность. Основными её формами будут совместная со взрослыми (педагогами, родителями, приглашёнными гостями) деятельность и самостоятельная деятельность. Виды детской деятельности – познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, конструктивная, музыкальная, речевая. Но для того, чтобы мотивировать детей к этой деятельности, заинтересовать их темой, необходимо организовать «точку удивления», имеющую непосредственный выход на детскую деятельность и подпитывающую детскую любознательность.
Итак, отправной точкой для реализации любого проекта является непосредственный интерес детей – либо возникший спонтанно, в ответ на какую-либо жизненную ситуацию, либо спровоцированный воспитателем. Этот возникший у детей интерес подталкивает их на проявление инициативы, которая даёт начало проекту. Таким образом, первой частью тематического образовательного проекта будет организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности.
Поэтому реализацию проекта мы можем начать :
• С тщательно продуманной познавательно-исследовательской деятельности – в виде системы наблюдений и элементарных опытов, которая позволит заинтересовать детей темой нашего проекта;
• создания зрительного ряда в виде фотоиллюстраций, интересно изданных книг для детей, просмотра мультфильмов или видеофильмов;
• чтения детям как художественной, так и познавательной литературы;
• рассказа воспитателя о событии, поразившем его воображение;
• рассказа ребёнка о происшедшем с ним событии (например, ребёнок впервые побывал в зоопарке или цирке, увидел слона, и тот поразил его воображение, ребёнок захотел больше узнать о слонах – здесь мы будем иметь дело со спонтанно возникшим интересом, на который придётся быстро и гибко отреагировать).
В заключение первой части проекта мы записываем все вопросы детей, на которые они хотят получить ответы.
Поддерживая возникший интерес детей, мы совместно с ними, а также с привлечением родителей планируем возможные формы образовательного процесса в ходе реализации проекта. Планирование – это вторая часть тематического образовательного проекта. Важно, чтобы формы образовательной деятельности позволили детям самостоятельно, с минимальной педагогической поддержкой получить ответы на возникшие у них вопросы. Такими формами могут быть:
В блоке совместной деятельности взрослых и детей :
• Непосредственное наблюдение за объектами, связанными с темой проекта.
• Рассказы воспитателя.
• Создание коллекций (растений, игрушек, фотоиллюстраций, картинок).
• Беседы с детьми.
• Разнообразная продуктивная деятельность детей – лепка, аппликация, рисование, творческое конструирование.
• Чтение художественной и познавательной литературы, в том числе народных сказок, использование русского фольклора (потешки, поговорки, загадки)
• Речевое творчество – придумывание сказок, фантастических историй.
• Конкурс плакатов по теме проекта.
• Разнообразные игры – дидактические и сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, в которых воспитатель участвует как равноправный партнёр,подвижные.
В блоке самостоятельной деятельности детей :
• Сюжетно-ролевые игры, связанные с темой образовательного проекта.
• Театрализованные игры.
• Самостоятельная творческая продуктивная деятельность.
• Самостоятельные наблюдения с последующей презентацией их результатов.
В блоке взаимодействия с семьями детей:
• Совместные детско-родительские проекты. Презентация проектов – как в виде их непосредственных результатов, так и в виде фото- и видеорепортажей (документального подтверждения полученных результатов)
• Создание фотоальбомов, стенгазет с фотографиями из семейных архивов.
• Конкурсы детских и детско-родительских поделок на «цветочную» тему: рисунки, аппликации, вышивки, бисероплетение, поделки, выполненные в любых техниках из любых материалов.
Все эти формы образовательной работы объединяются в третьей части проекта – реализации мероприятий (интегрированным развлечением, на котором все участники смогут презентовать свои результаты в реализации общего проекта.
Важно также помнить, что главные активности взрослых (педагогов, родителей) при реализации тематического образовательного проекта распространяются, прежде всего, на создание развивающей предметно – пространственной среды, передачу детям знаний в процессе совместной партнёрской деятельности, а также всемерную поддержку детской инициативы и самостоятельности и создание условий для самостоятельной творческой деятельности.
Образовательный проект мы рассмотрели как вид тематической недели, предусматривающий активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей и базирующийся на инициативе детей и включающий интересную для детей поисковую деятельность. Образовательный проект требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на имеющиеся у них вопросы и раскрыть свою индивидуальность в процессе разнообразных детских деятельностей.