Наталия Кубанкова
Проектная деятельность для детей по познавательному развитию «Птицы» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
Недостаточно сформировано понятие о птицах.
Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.
Полное наименование проекта:
Формирование основ экологического воспитания для детей младшей группы в рамках познавательной деятельности «Что мы знаем о птицах?»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: исследовательский, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (январь 2015-май 2015 учебного года)
Публикация «Проектная деятельность для детей по познавательному развитию „Птицы“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Темочки
Участники: дети младшей группы (3-4 года, педагоги, родители.
Проект реализован с детьми 2-й младшей группы при активном участии родителей, рассчитан на середину учебного года.
База реализации проекта:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 1457.
Актуальность темы:
Недостаточно развитая система работы по формированию основ экологического самосознания для детей младшей группы.
Цель: формировать базовые знания о птицах у детей младшей группы.
Задачи:
• Образовательные: формировать представление детей о птицах; расширить и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
• Развивающие: расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию; развитие познавательного интереса к природе через ознакомление с птицами, развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
• Воспитательные: воспитывать бережное, доброжелательное отношение к птицам.
Взаимодополняющие образовательные области (интеграция):
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
Основные направления реализации проекта:
• совместная образовательная деятельность с детьми: наблюдения, беседы, творческая деятельность (рисование, лепка, двигательная деятельность (подвижные игры, физкультурные минутки, трудовая деятельность (уход за зимующими птицами);
• работа с родителями (творческие задания, наблюдения, беседы, экскурсии).
Этапы реализации проекта:
I этап проекта:
обсуждение цели и задач;
создание необходимых условий для реализации проекта (подобрать художественную литературу для чтения детям, составить план мероприятий, разработать конспект);
разработка и накопление методических материалов.
II этап проекта: основной (практический)
внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.
III этап: заключительный
обработка результатов по реализации проекта;
презентация проекта;
изготовление скворечника для птиц с участием родителей.
Предварительная работа:
Восприятие художественной литературы и фольклора:
чтение и заучивание песенок, потешек, закличек о птицах.
Рассматривание иллюстраций по теме:
«Птицы», «Птицы у кормушки», «Птицы в лесу», «Воробьи у лужи».
Беседа с использованием иллюстративного материала:
«Что мы знаем о птицах?»
Наблюдения за птицами:
на участке детского сада, у кормушки.
Предполагаемый результат:
• расширение представлений детей младшего дошкольного возраста о птицах.
• цикл мероприятий непосредственно-образовательной деятельности с детьми по теме "Птицы";
• выставки детских работ (рисование, аппликация, лепка) на тему "Птицы";
• кормушки для птиц;
• итоговая стенгазета «Что я знаю о птицах?»;
• скворечник (в рамках взаимодействия с родителями).
Социально-коммуникативное развитие
Труд: изготовление кормушек, регулярная подсыпка корма.
Дидактические игры:
• «Летает — не летает», «Кто из птиц улетел?», «Отгадай птицу по описанию»
• Разрезные картинки по теме «Птицы»
• Развивающая игра «Собери птичку»,
«Скворечник» (с использованием палочек Кюизенера)
• Развивающая игра «Цыплята» (с использованием блоков Дьенеша)
• Игра-драматизация «Курочка-Ряба»
• Сюжетно-ролевая игра «Покормим птиц»; «Птичий двор»
Художественно-эстетическое развитие
Художественная литература:
• А Барто «Кто как кричит»; С. Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушин «Воробей»
Русские народные сказки:
«Курочка-Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко»
Музыкальный этюд: «Ласточки и вороны», «Вышла курочка гулять…»
Музыкальная игра: «Узнай птицу по голосу»
Рисование: работа с книгой-раскраской «Птицы», «Гнездо для птиц»
Лепка: «Корм для птичек», «Птички»
Аппликация: «Скворечник», коллективная работа «Птичка из ладошек»
Познавательное развитие
Познание: «Какие бывают птицы», «Зимующие и перелётные птицы»
Наблюдение и сравнение: «Чем ворона отличается от воробья»
Наблюдение:
- за снегирями и синицами;
- за гнездом вороны на участке ДОУ;
- за полетом птиц;
- за передвижением птиц по земле;
- наблюдение за птицами во время кормления
Конструирование: «Скворечник»
Речевое развитие
• Беседа по картинкам «Птицы весной», «Птицы зимой»
• Разучивание стихотворения «Птичка» А. Барто
• Разучивание заклички «Жаворонки»
• Отгадывание загадок по теме «Что за птица?»
Физическое развитие
Подвижные игры:
• «Ласточка»
• «Птички и клетка»
• «Вороны»
• «Воробушки и автомобиль»
Физкультурные минутки
Пальчиковая игра:
• «Птички вышли поклевать»
• «Стайка птичек»
• «Сорока-белобока» (обр. О. Капицы)
Взаимодействие с семьёй
• Трудовые поручения по изготовлению кормушек
• Семейные прогулки в парк
• Оформление стенгазеты «Что я узнал о птицах»
Реализация проекта
• Составление описательного рассказа
по мнемотаблице «Птицы»
• Работа с иллюстративным материалом
• Коммуникативная деятельность «Знакомые птицы»
• Изобразительная деятельность «Птичка из ладошек»
• Театрализованная деятельность с использованием многофункционального панно
• Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша
• Подвижные игры:
«Воробушки и автомобиль»
«Цыплята и наседка»
• Наблюдения на прогулке за птицами у кормушки.
• Трудовая деятельность по наполнению кормушек
• Стенгазета «Что я знаю о птицах»
• Взаимодействие с семьёй
• Трудовые поручения по изготовлению кормушки
Окончание проекта: рефлексия
В конце проектной деятельности была проведена беседа, направленная на выявление знаний, полученных воспитанниками в ходе реализации проекта. Беседа проводится в форме «Вопрос-ответ»
Перечень вопросов:
1. Что общего между настоящей птичкой и игрушечной, и чем они отличаются?
2. Назови птиц, которых ты знаешь.
3. Знаешь ли ты птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие). Назови их.
4. Знаешь ли ты птиц, которые улетают зимой в тёплые края? (Перелётные) Назови их.
5. Чем отличаются птицы от других животных?
6. Чем отличается воробей от вороны?
7. Какие птицы называются домашними?
8. Какие птицы называются дикими?
9. Зачем птиц нужно подкармливать зимой?
10. Зачем птицы строят гнёзда?
В результате познавательно - исследовательской деятельности по данной теме у детей систематизированы знания о птицах, сформировалось гуманное отношение к природе.