Анастасия Глумова
Проектная деятельность для детей первой младшей группы «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : интегрированный. Включает в себя творческую, познавательно-исследовательскую, игровую, социально-коммуникативную, продуктивную деятельности.
Участники проекта : родители 1 младшей группы «Капелька», дети, воспитатель.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Форма организации детей : индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Длительность проекта : долгосрочный проект по опытно- экспериментальной деятельности
Публикация «Проектная деятельность для детей первой младшей группы „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации проекта : (ноябрь 2021 г. – май 2022 г.)
Актуальность проекта
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Создать условия для успешного развития познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
4. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
5. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира.
Разработка проекта :
• Донести до участников проекта данную проблему.
• Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрации и музыкальный репертуар по теме.
• Подобрать материалы, игрушки и атрибуты для игровой, продуктивной и трудовой деятельности.
• Составить перспективный план мероприятий.
Методы:
• Наглядный, словесный, практический.
Приё мы:
• - чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов, литературных произведений.
• - наблюдение;
• - рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
• - проведение дидактических игр;
• - заучивание стихотворений детьми, загадывание загадок;
• - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
• - организация продуктивной деятельности;
• - организация познавательно-исследовательской деятельности;
• - приготовление родителями и детьми различных витаминных салатов, поделок из овощей и фруктов;
• - изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный ( срок реализации: сентябрь – декабрь);
• формулирование проблемы;
• определение актуальности, цели и задач;
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор опытов по данному возрасту;
• планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
II этап – основной ( срок реализации: январь - март);
• подбор оборудования для проведения опытов;
• организация предметно-развивающей среды;
• оформление картотеки опытов;
Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования
с природным материалом и оборудованием.
III этап – заключительный ( срок реализации: апрель-май);
• Проведение опытов.
Реализация проекта :
На Первом подготовительном этапе я наметила план работы по теме. Провела с родителями анкетирование, беседы, с целью вовлечь родителей в помощь по созданию уголка по экспериментированию.
На Втором этапе из пособий и оборудований, принесенных родителями (доска для рисования на песке; некоторые природные материалы; емкости; бросовый материал; опилки; песок; ящик ощущений; альбомы «Ткани», «Гербарий», «Пуговицы», изготовленными воспитателями, упираясь на оформленную картотеку опытов, Я сделала уголок экспериментирования.
Все опыты основывались на решение проблем, с участием игровых персонажей Маши и Медведя. Маша создает проблему, а Миша помогает ей решить ее, с помощью экспериментов.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования:
Центр «Песок-вода».
Лупы, зеркала, веревки, пипетки, линейки, фонарики, мыло, щетки, губки, шприцы, мыло, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Подобран дидактический, игровой материал, художественная литература, правила поведения, алгоритм проведения опытов.
Работа с родителями.
Ожидаемый результат:
• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
• Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
• Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
• Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Перспективное планирование:
Время проведения Задачи Опыты и наблюдения Ответственные Отчёт о проделанной работе
Сентябрь 1. Познакомить детей со свойствами песка (сухой песок светлый и сыпется, а мокрый - темный и лепится).
2. Учить детей сравнивать свойства сухого и мокрого песка (сухой песок сыпется, легкий, на нем рисуется хуже, а мокрый песок - не сыпется, тяжелый, на нем рисуется лучше). 1.«Песок. Свойства песка» - экспериментирование с песком.
2.«Волшебный песок» - экспериментирование с песком. Воспитатель Фотоотчёт
Октябрь
1. Познакомить детей с камнями, различными по форме и текстуре.
2. Закрепить знания детей о свойствах песка; познакомить со свойствами камня. 1.«Камни» - экспериментирование с камешками.
2.«Сравнение песка и камня» - с песком и камешками.
Воспитатель Фотоотчёт
Ноябрь 1. Показать детям, откуда течет вода, воспитывать у них бережное отношение к воде.
2. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё.
Что получается? (Получается буря в стакане воды). 1.«Вода, водичка» - экспериментирование с водой.
2.«Буря в стакане» - экспериментирование с водой.
Воспитатель Фотоотчёт
Декабрь 1. Уточнить знания детей о свойствах воды; познакомить с новым свойством воды – прозрачностью.
2. Показать детям, как можно сделать воду цветной. 1.«Волшебница вода» - экспериментирование с водой.
2.«Разноцветная вода» - экспериментирование с водой.
Воспитатель Фотоотчёт
Январь 1. Раскрыть детям понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
2. Объяснить детям, что такое снег, познакомить со свойствами снега (белый, мягкий, холодный). 1.«Растворимость веществ в воде» - экспериментирование с водой.
2.«Волшебный снег» - экспериментирование со снегом.
Воспитатель Фотоотчёт
Февраль 1. Познакомить детей со свойством мыльной воды; научить пускать мыльные пузыри.
2. Наблюдать за движением различных предметов в воде. 1.«Мыльные пузыри» - экспериментирование с воздухом.
2.«Водоплавающие игрушки» Воспитатель Фотоотчёт
Март 1. Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.
2. Способствовать развитию мелкой моторики 1.«Кораблик» - экспериментирование с предметами.
2.«Куда делась вода» - экспериментирование с предметами. Воспитатель Фотоотчёт
Апрель 1. Развивать у детей внимание и наблюдательность, вызвать интерес к живой природе.
2. Учить детей узнавать насекомых, изображенных на картинках; активизировать словарь детей, употребляя в речи названия насекомых. 1.«Интересные насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых.
2.«Насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых.
Воспитатель Фотоотчёт
Май 1. Познакомить с «солнечным зайчиком». Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.
2. Познакомить детей с луком; научить сажать луковицы в землю и воду, наблюдать за ростом лука. 1. Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков». Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.
2.«Расти, лучок!» - наблюдения за жизнью растений.
Воспитатель Фотоотчёт