Ольга Беседина
Проектная деятельность «Удивительный мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Удивительный мир часов»
(проект разработан воспитателем Бесединой О. И.
в рамках исследовательско-творческой работы)
Вид проекта - Исследовательско-творческая работа
Продолжительность - среднепродолжительный (сентябрь-декабрь 2014 года)
Участники - воспитанники, посещающие семейную разновозрастную группу № 5 «Умка».
Цель: создание системы работы по формированию временных представлений у детей подготовительной группы через деятельность мини – музея.
Публикация «Проектная деятельность „Удивительный мир часов“» размещена в разделах
Задачи:
Образовательная:
1. Формирование у старших дошкольников временных представлений.
2. Заложить навыки исследовательской деятельности.
3. Познакомить со строением часов.
Развивающая:
1. Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения и исследования часов.
2. Актуализировать имеющиеся у ребёнка знания с целью расширения их кругозора в предметах домашнего обихода.
3. Обогатить словарный запас детей.
Воспитательная:
1. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность.
2. Привлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
3. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувства гордости за достигнутые результаты.
Продукт проектной деятельности :
- Создание мини-музея настенных и наручных часов.
- Подбор коллекции будильников.
- Подготовка экспонатов для выставки часов, изготовленных дети и родителями «Часы для моей комнаты».
- Альбом о разнообразии мире часов.
Целевая аудитория: воспитатель, воспитанники ДОУ, родители.
Организация проекта :
Подбор необходимой литературы, энциклопедий, фото, тематических картин.
Материально-техническое оснащение
Компьютер, фотоаппарат, стенд, канцелярские принадлежности, атрибуты к играм.
Форма реализация проекта :
Беседы: история возникновения часов, первые часы в России, песочные часы, солнечные часы, часы у нас дома.
Художественно-продуктивная деятельность : рисование, лепка, аппликация по данной теме, работа с раскрасками.
Творческая деятельность – создание альбома.
Сотрудничество с родителями – изготовление совместно с детьми моделей часов для детской комнаты.
Сбор экспонатов настенных и наручных часов для мини-музея. Создание коллекции будильников.
Исследовательская деятельность : рассматривание часов находящихся в здании ДОУ, совместное с родителями рассматривание часов расположенных дома и у бабушки, подробное рассмотрение механизма часов.
Постановка проблемных ситуаций и решение ситуативных задач.
Развитие речи: знакомство с новыми словами, проговаривание тематических слов.
Чтение художественных произведений по данной теме. Сказка о потерянном времени.
Дополнительные формы: развлечения, игровая ситуация, викторины. Рассматривание тематических иллюстраций.
Методы проекта :
Исследовательская: рассматривание часов разных видов, изучение механизма часов.
Решение проблемных вопросов: для чего нужны часы, что будет если все часы неожиданно остановятся.
Наглядные: тактильная наглядность, использование ТСО, мультимидийная презентация, энциклопедии, набор фотографий, тематические картинки, дидактические игры, рисунки, модели.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции.
Технология моделирования.
Идея проекта :
На территории Воротынского района расположены достопримечательности предназначенные детям школьного возраста. Музеи, здания культуры, памятники природы ориентированы в основном на школьников. Наш детский сад расположен в селе Семьяны и находится далеко от районного цента. Есть проблема с организацией посещения нашими детьми культурных центров и достопримечательностей. Данную проблему решает создание мини музеев т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации детям.
Предварительная работа:
- Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;
- Знакомство с литературными произведениями: Анофриев «Тик - Так», Берестов «Без четверти шесть». (С. Баруздин),
- Разучивание стихотворения: «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи».
- Использование дидактических игр по теме «Часы»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, для рук.
Деятельность родителей в реализации проекта :
- Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий;
- Беседы с детьми;
- Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций;
- Изготовление моделей часов совместно с детьми.
Деятельность воспитателя в реализации проекта :
- Разработка и реализация плана проекта;
- Подготовка конспекта занятия;
- Подготовка, организации и проведение экскурсии по помещениям ДОУ для знакомства с имеющимися настенными часами;
- Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми и с родителями;
- Подбор научно-популярной и художественной литературы: : «Сказка о потерянном времени», Анофриев «Тик - Так», Берестов «Без четверти шесть». (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи».
- Оформление мини-музея «Настенные и наручные часы»;
- Организация выставки моделей часов сделанных руками детей и родителей «Часы для моей комнаты»;
- Создание альбома «Разнообразие часов»;
- Разработка рекомендаций для детей и родителей по данной тематике;
- Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
ВСУПЛЕНИЕ:
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный:
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап – основной:
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Что я знаю о часах», «Какие часы были давным - давно», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: : «Сказка о потерянном времени», Анофриев «Тик - Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы», «Самые известные часы в мире».
НОД ОО «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).
3 этап- заключительный:
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини - музея «Настенные и наручные часы»
- Создание коллекции будильников.
- Создание альбома «Виды часов»
- Изготовление макетов разнообразных часов.