Наталья Лидер
Проектирование мини-музея «Чудо — дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование мини – музея «Чудо – дерево».
1. Значение мини – музея в ДОУ.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Уже в 20- годы XX столетия А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей дошкольного возраста. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной познавательной деятельности.
Публикация «Проектирование мини-музея „Чудо — дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Возникла идея внедрения в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики, создания в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого станет мини-музей в детском саду.
Одной из основных задач работы педагогического коллектива нашего ДОУ- воспитание культурного, творческого гражданина, способность воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципа добра и красоты.
При создании мини-музея важно было донести и до родителей, что назначение создаваемого нами мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить, что с точки зрения музейной педагогики, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.
Концепция музейной педагогики нашего ДОУ созвучна с высказыванием ведущего сотрудника Музея истории Лондона С. Фокса: «музей располагает тем, что выше всякой конкуренции,- истинными ценностями. Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу».
Организуя работу по привлечению семьи к созданию музея в наем детском саду и внедрению в воспитательно-образовательный процесс музейной педагогики, мы опирались на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей;
- наличие определенных специальных знаний у педагогов и родителей по данной проблеме;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов.
Совместный с мамой и папой, воспитателями подбор экспонатов, изготовление их своими руками, оформление экспозиций способствует стимулированию познавательной активности детей, сближает родителей и детей, учит их взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Сегодня можно утверждать с достаточной уверенностью, что прежде чем начать знакомство ребенка с музеями, необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений ребенка, формирование навыков музейного поведения. Хорошим подспорьем в этой работе стали разработанные нами для родителей рекомендации по посещению с детьми музеев и выставок.
В литературе есть упоминания о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» С. Лупан пишет, что ее собственные дети начинали посещать художественные музеи и выставки в возрасте 1,5- 2 лет. При этом С. Лупан подчеркивает, посещение музея или вернисажа требует предварительной подготовки и не может носить спонтанного характера.
Исходя из этого, мы предлагаем родителям участвовать в предварительной подготовке детей к посещению музея: с учетом возможностей своего ребенка побеседовать о предстоящей экскурсии, почитать книжку, посмотреть картинки по данной тематике, вспомнить правила поведения в музее.
Мини – музей нашего ДОУ располагает постоянными и сменными экспозициями. Многочисленные экспонаты очень красочны и всегда вызывают живой интерес у детей.
Однако мы постоянно объясняем родителям, что формы работы с детьми в музее не должны быть статичными, их необходимо постоянно менять и оживлять пополнением новых экспонатов в целях поддерживания интереса детей и улучшения имиджа музея. Поэтому родители стали откликаться на предложение пополнять мини- музей старинными предметами домашней утвари, старинными детскими игрушками и т. д.
В течении учебного года в нашем музее мы проводим тематические занятия для детей с приглашением родителей, занятия- посиделки, совместно с родителями тематические экскурсии и т. д. Это создает благоприятную среду для дальнейшего творческого сотрудничества педагогов, родителей и детей, их активность, инициативу.
Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картины, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.
Все это, а так же выработанные определенные правила общения и поведения в музее, зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны. Мини- музей в детском саду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогики, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна.
В подготовительной группе был организован мини – музей «Чудо- дерево».
Задачи:
- сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
- расширить представления о содержании музейной культуры;
- создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
- формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- учета возрастных особенностей дошкольников;
- опоры на интересы ребенка;
- осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- наглядности;
- последовательности;
- сотрудничества и взаимоуважения.
Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволили нам разнообразить мини – музей, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей.
Экспонаты в мини – музее были доступны непосредственному восприятию детей. У детей формировалась способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивался одним днем, и дети могли самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп.
На занятиях по закреплению впечатлений от увиденного дети выражали свое эмоциональное отношение: рисовали, лепили, делал поделки.
2. Организация мини – музея в ДОУ
Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. К разработке и пополнению содержания мини – музея в группе привлекали родителей. А сами дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею : они участвуют в обсуждении, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя. А вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять. Переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Для расположения мини - музея использовали небольшой угол в групповой комнате, приемную. Все экспонаты располагаются на полках, стеллажах.
Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражает специфику возраста детей данной группы. Мини – музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителя ми.
Всю работу можно разделить на два этапа:
1. Подготовительный этап
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини – музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини – музеи получались разными и по оформлению, и по содержанию.
2. Практический этап
Взрослые и дети создавали мини – музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по всему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини – музее. Желающие становились экскурсаводами.
3. Описание мини- музея.
Расположение:
Занимает часть стены в групповой комнате, а так же расположение детских работ (рисунков) в раздевалке «Наше творчество».
Программа: Экологический проект «Наше дерево».
Содержание и экспонаты.
На стене в групповой комнате располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе : объемная модель дерева, на которой показаны фотографии различных видов деревьев (вспоминаем и знакомимся с новыми видами деревьев, а так же модель дерева, где дети показывают изменение кроны дерева по временам года (осень - желтые листики, лето - зеленые).
Цели и задачи:
Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.
В мини – музее расположены предметы, отображающие жизнь дерева в природе : шишки, кора, изделия из дерева (шкатулки, доски, матрешки, домики, сделанные из веточек деревьев, листья и т. д.).
Ствол переносного дерева сделан из основы- трубы (бумага) и раскрашен в коричневый цвет, а так же искусственные ветки сделаны из бумаги и вставлены в отверстия основной трубы.
Часть стены оформлена в виде дерева, вырезанного из картона, где расположены фотографии деревьев, а часть экспонатов находятся на деревянных резных полках и стеллажах. Здесь можно познакомиться с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы : игрушки (матрешки, звери, кубики, предметы быта, береста, деревянные фигурки, шкатулки, кухонные доски, корзинки с шишками, книги календари и деревьях, аппликации из сухих листьев. Здесь же расположены деревянный детский столик и стульчик-это экспонаты и место отдыха.
Часть музея размещена в раздевалке и занимает одну стену «Наше творчество». Здесь располагаются детские работы, связанные с данной темой «Чудо – дерево».
Наш музей предусматривает возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере поступления новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Как использовать:
Дети играют с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках, рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья,осень желтые и т. д.
Заключение
Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей достаточно велико. Ребенок имеет возможность самостоятельно заниматься любимым делом.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Современные образовательные программы, разработанные в контексте ФГТ, уделяют особое внимание организации развивающей среды и ее зонированию.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Список литературы
1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
2. Галкина, О. В. Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды [Текст] / О. В. Галкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. – № 11. – С. 54 – 58.
3. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5).
4. Рыжкова, Н. А. Мини – музей в детском саду [Текст] : учебное пособие для педагогов и студентов вузов / Н. А. Рыжкова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. – М. : Линка – Пресс, 2008. 256с., илл.
5. Предметно – развивающая среда детского сада в контексте с ФГТ[Текст] / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека Воспитателя). (12).