Вероника Игнатьева
Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Определение развивающей экологической среды 6
1.2. Организация зеленой зоны в дошкольной образовательной
организации 7
1.3. Выводы по главе 1 14
Публикация «Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 16
2.1. Принципы организации развивающей экологической среды в
дошкольной образовательной организации 16
2.2. Нормативно-правовое обеспечение организации и
проектирования развивающей экологической среды в
дошкольной образовательной организации
дошкольной образовательной организации 17
2.3. Анализ деятельности МБДОУ «Осинский детский сад №3»
МО «Осинский район» Иркутской области
по проектированию экологической среды как метода
воспитания детей дошкольного возраста 18
2.4. Проведение исследований по изучению затруднений у
педагогов и родителей воспитанников МБДОУ «Осинский
детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской
области в формировании экологической культуры
детей дошкольного возраста 20
2.5. Разработка информационно-аналитических и методических
материалов по организации развивающей экологической
среды в дошкольной образовательной организации 21
2.6. Выводы по главе 2 22
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. Сегодня возникла необходимость принципиально нового подхода - осознание природы и общества как функционально равных частей единого целого. Он требует постоянного соотнесения действий окружающей среды, учета законов природы и ее естественных процессов. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.
Естественное следствие нового подхода - это понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением, мировоззрением, новой экологической культурой.
Так как ответственное отношение - это сложное комплексное образование, сформировать его невозможно без обновления всей учебно-воспитательной работы во всех типах образовательных организаций и начинать необходимо с детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Дошкольная образовательная организация должна проводить системную целенаправленную работу по созданию в детском саду развивающей экологической среды.
Развивающая экологическая среда - это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Цель работы: изучить особенности организации и проектирования развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации как метода воспитания детей дошкольного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:
- анализ особенностей развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации;
- изучение условий организации и проектирования развивающей
экологической среды в дошкольной образовательной организации через анализ нормативно-правового обеспечения организации развивающей экологической среды;
- разработка информационно-аналитических и методических материалов по организации и проектированию развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: организация предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: Особенности организации и проектирования развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации в условиях сельской местности.
В ходе проведения исследования была выдвинута гипотеза: эффективность процесса создания в современной дошкольной образовательной организации развивающей экологической среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия :
- знание педагогами теоретических основ организации развивающей
экологической среды;
-педагоги опираются на основные принципы организации и
проектировании развивающей экологической среды;
- организация экологической среды проводится на основе исследований
среди участников образовательного процесса с целью выявления
затруднений в данной направлении деятельности
- при организации развивающей экологической среды используются
учебно-справочные и методические пособия.
Для достижения цели работы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
- анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку и проектирование развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации;
- разработка информационно-аналитических и методических пособий по организации и проектированию развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.
При выполнении работы использована научная, учебная литература по теме исследования и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольной образовательной организации при проектировании развивающей экологической среды.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, заключение, список используемой литературы, приложения и две главы основного текста:
Глава 1. Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной
организации.
Глава 2. Проектирование развивающей экологической среды в
дошкольной образовательной организации.
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Принципы организации развивающей экологической
среды в дошкольной образовательной организации
При организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6. Принцип открытости – закрытости.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Развивающая экологическая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Развивающая экологическая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач [14; 24-25].
В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования.
2.2. Нормативно-правовое обеспечение организации и
проектирования развивающей экологической среды дошкольной
образовательной организации
Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность детского сада.
В рамках проведения исследования с целью изучения нормативно-правового обеспечения организации развивающей экологической среды был проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации:
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.
- Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября
2013 года.
По итогам проведенного анализа установлено, что в перечисленных выше нормативно-правовых документах прописана необходимость организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации:
1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1. 3049-13 для дошкольных образовательных организаций:
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
(далее –санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей
при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию
и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных
организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей
(развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от
вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
3.1. Территорию дошкольной образовательной организации по периметру
рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений.
Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом
климатических условий. Территорию рекомендуется озеленять из
расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые
насаждения используются для разделения групповых площадок друг от
друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.
При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих
деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений [19].
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября
2013 г. :
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) : - познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через: помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна
обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Таким образом, создается развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности.
По итогам проведенного анализа сделан вывод:
В соответствии с нормативно-правовыми документами (Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г) каждой дошкольной образовательной организации необходимо проводить работу по организации экологической среды как одного из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста [20].
2.3. Анализ деятельности МБДОУ «Осинский детский сад №3»
МО «Осинский район» Иркутской области
по проектированию экологической среды как метода
воспитания детей дошкольного возраста
С целью изучения опыта дошкольной образовательной организации по проектированию экологической среды как метода воспитания детей дошкольного возраста был проведен анализ деятельности МДОУ «Осинский детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской области за 2015-2016 учебный год.
Данные исследования проводились через следующие формы работы: - беседу с заведующей МБДОУ «Осинский детский сад №3» Инкеевой
Раисой Романовной;
- беседу с воспитателем старшей группы МБДОУ «Осинский детский сад
№3» Алексеевой Анной Степановной;
- изучение анализа работы МБДОУ «Осинский детский сад№3» за 2015-
2016 учебный год [18].
По итогам проведенных исследований было установлено:
Работа по созданию экологической среды в детском саду проводится согласно плану работы дошкольной образовательной организации на 2015-2016 учебный год.
Создание экологической развивающей среды в детском саду является одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольной образовательной организации.
Главными задачами проведения данной работы являются:
- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;
- формирование экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребёнка;
- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения. С развивающей экологической среды в детском саду направлено на познавательное развитие ребёнка;
-эколого-эстетическое развитие;
-формирование нравственных качеств;
-формирование экологически грамотного поведения;
- экологизацию различных видов детской деятельности.
Экологическая развивающая среда в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Осинский детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской области организована через создание уголка природы, который предназначен для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала (семенами, плодами, ухода за живыми объектами (комнатными растениями). В уголке природы с детьми проводятся занятия по экологии (Правила поведения в природе, Откуда что растет, Огород на окне, Домашние питомцы, направленные на ознакомление с миром природы и формирование бережного отношения к окружающему миру.
По итогам проведенного исследования сделан выводы:
- В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении Осинский детский сад №3» МО «Осинский район»
Иркутской области проводится работа по созданию развивающей
экологической среды через организацию уголка природы.
- В дошкольной образовательной организации нет единого плана или
программы по созданию развивающей экологической среды.
Работа в данном направлении проводится в форме отдельных
мероприятий в уголке природы.
2.4. Проведение исследований по изучению затруднений у
педагогов и родителей воспитанников МБДОУ «Осинский
детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской
области в формировании экологической культуры
детей дошкольного возраста
С целью эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, направленного на формирование экологической культуры дошкольников через проектирование развивающей экологической среды необходимо проводить исследования по выявлению затруднений педагогов, родителей в организации данной деятельности.
Данные исследования можно провести через организацию бесед, педагогические наблюдения, проведение анкетирования и интервьюирования.
В помощь педагогам детского сада в проведении исследований по изучению затруднений в организации и проектировании развивающей экологической среды автором выпускной квалификационной работы были разработаны вопросы для родителей и педагогов детского сада (Приложение 1).
По разработанным анкетам 4,8 апреля 2016 года было проведено анкетирование воспитателей и родителей МБДОУ «Осинский детский сад». В анкетировании приняли участие 6 педагогов и 18 родителей детей старшей группы. (Приложение 2).
По итогам проведения анкетирования были сделаны выводы:
1. Родители детей старшей группы и воспитатели МБДОУ «Осинский
детский сад №3» осознают необходимость проведения
целенаправленной работы с детьми по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста.
2. На момент проведения анкетирования данная работа проводилась на
уровне отдельных мероприятий (занятия по экологии, экскурсии в
уголок природы). В детском саду отсутствует единая программа по
проектированию развивающей экологической среды.
3. Родители и воспитатели отмечают, что эффективность организации
воспитательно-образовательного процесса, направленного на
формирование экологической культуры детей дошкольного возрасте в детском саду возрастет при условии совместной деятельности и сотрудничества детского сада и семьи.
2.5. Разработка информационно-аналитических и
методических материалов по организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной
организации
В рамках проведения исследования по организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации автором выпускной квалификационной работы совместно с научным руководителем разработаны учебно-справочные пособия, которые помогут педагогам в организации развивающей экологической среды :
- Комнатные растения как составляющая развивающей экологической
среды дошкольной образовательной организации (Приложение 3)
- Сценарии мероприятий, направленных на воспитание экологической
культуры детей дошкольного возраста в условиях дошкольной
образовательной организации, которые проводились автором выпускной квалификационной работы реализации программы «Экология малышам» базе МБДОУ «Осинский детский сад №3» (Приложение 4).
2.6. Выводы по главе 2
Организация работы дошкольной образовательной организации по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста должна осуществляться при соблюдении следующих условий :
1. При организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать основные принципы организации данной деятельности: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип открытости – закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.
2. Организация и проектирование развивающей экологической среды должны соответствовать нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность дошкольной образовательной организации.
3. При организации развивающей экологической среды необходимо
проводить исследование среди участников образовательного процесса с целью выявления затруднений в данной направлении деятельности.
4. При планировании экологической среды целесообразно использовать
разные учебно-справочные и методические пособия и имеющийся опыт работы в данном направлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной организации должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.
Проведенные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследования теоретического и практического характера позволяют раскрыть особенности развивающей экологической среды как одного из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста и изучить условия организации данной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Проведенные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследования доказали гипотезу: эффективность процесса создания в современной дошкольной образовательной организации развивающей экологической среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия :
- знание педагогами теоретических основ организации развивающей
экологической среды;
- педагоги опираются на основные принципы организации и
проектировании развивающей экологической среды;
- организация экологической среды проводится на основе исследований
среди участников образовательного процесса с целью выявления
затруднений в данной направлении деятельности
- при организации развивающей экологической среды используются
учебно-справочные и методические пособия.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в разработке информационно-диагностических материалов и методического пособия, которые могут быть использованы педагогическими работниками при организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и учебная литература:
1. Безгина Е. Не разрушать, а созидать. // Дошкольное воспитание. – 2003–
№ 7-с. 24-26
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2004-231с.
3. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок: Методика экологического
воспитания дошкольников. – СПб., 2008, 146с
4. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде : Программа всеобщего
экологического образования. -М., 2003-196с.
5. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства:
Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М, 2004-127с.
6. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников:
Книга для воспитателей детского сада. -М., 2004-123с.
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников:
Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования. - М., 2012-232с.
8. Николаева С. Н. Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом
воспитании дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. - М., 2003-156с.
9. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей :
Учебное пособие. - М., 2002-137с.
10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников:
Книга для воспитателей детского сада. – М., 2004- 265с.
11. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в
детском саду. – М., 2004 – 186с.
12. Николаева С. Н. Эколог в детском саду : Программа повышения
квалификации. – М., 2004 г-78с.
13. Потапова Н. Г. Экологическая азбука для детей и подростков. -М. ,2000-
135с.
14. Рыжова Н. А. Не просо сказки. Экологические рассказы, сказки,
праздники. - М., 2002-168с
15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Книга для
педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов
педагогических университетов и колледжей. – М, 2001-127с.
16. Самкова В. А. Теплова Д. Л. Найди свой дом. Лесные экосистемы:
Методические рекомендации к игровому комплекту. - М., 2001- 123с
17. Табукашвили Т. Г. От джиагностики к экологическому развитию. -
Ростов на Дону, 2003-187с.
Нормативно-правовые акты:
18. Анализ деятельности Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Осинский детский сад» МО «Осинский
район» Иркутской области за 2015-2016 учебный год
19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября
2013 года