МААМ-картинки

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР

Вера Колодкина
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева

Публикация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР» размещена в разделах

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих зада невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразным оборудованием, пособиями, игровыми материалами.

Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.

РППС должна удовлетворять потребности:

- в общении;

- в движении;

- в познании.

Основными характеристиками РППС являются:

- разнообразность;

- доступность;

- зонирование.

Роль среды в развитии деятельности прослеживается на примере ее основных функций:

- развивающей;

- организующей;

- воспитательной.

Организуя предметную среду в группе, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, показатели эмоциональной сферы.

РППС строится в соответствии с календарно-тематическим планированием, которое составлено на основе общеобразовательной программы, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей

При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в предлог ФГОС ДО.

РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной.

Для эффективного и удобного использования все пространство группы делится на зоны (центры) с помощью различных элементов – могут быть использованы передвижные ширмы, различное игровое оборудование, мягкие модули, символы и знаки, возвышенности и так далее. Но, вместе с тем, 1/3 пространства должна быть свободна для организации игр.

Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечить свободные и безопасные передвижения детей. Не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других.

«Тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу. Среда должна побуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них и, вместе с тем, окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости гасить такую активность, давать возможность отдохнуть.

Материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей включены во все центры. Все материалы размещены на уровне глаз ребенка.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходимо обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательны, начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного. Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

За основу построения РППС в ДОУ компенсирующего вида можно взять принципы построения среды общеразвивающего учреждения, но содержательная среда и средства ее организации должны подчиняться коррекционно-развивающим условиям и задачам.

В целом, дети с ЗПР имеют немного отличий в образовательных потребностях по сравнению с обыкновенными детьми, но все эти потребности есть и учет необходим для их успешного развития.

При организации коррекционно-развивающей среды, важно учитывать:

- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

- специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;

- соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды, познавательным и коммуникативным возможностям детей;

- обеспечение коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

- организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды;

- меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением вспомогательных средств, дидактических материалов в коррекционных ситуациях.

Обязательное наличие в группах уголков отдыха для зрительного и физического расслабления детей, где имеются ковровое покрытие спокойного тона, мягкая детская мебель, «сухие» аквариумы, магнитофонные записи со звуками природы.

Приветствуется наличие в группе индивидуального авторского пространства («мой секретик») для хранения своих секретов, игрушек и каких-либо личных вещей, что немаловажно для детей с ЗПР.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми пастельными тонами.

Кроме того и другие цвета оказывают благотворное влияние на организм ребенка (хромотерапия). Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР, так как многие дети имеют диагноз невролога.

Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.

Таким образом, создание предметно-пространственной среды – обеспечение возможности педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня развития и активности.

Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:

1. Соответствие среды возрасту и клинико - психологическим особенностям детей с ОВЗ

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

Публикации по теме:

Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы Содержание Младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии речи ребёнка. Образовательный процесс в младшей диагностической группе.

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Выполнила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №350» Курчатовского района г. Челябинска Максимова Галина Георгиевна «Проектирование развивающей.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Уголок уединения для детей раннего возраста»Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Уголок уединения для детей раннего возраста» «Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе "Капельки"Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной.

Проектирование и построение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Проектирование и построение развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ДОУ. Тема"Веселится детвора новый год встречать.

Презентация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС» .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 18:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Вера Колодкина (УИ 1396994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД