Вера Колодкина
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева
Публикация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление детских садов
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих зада невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразным оборудованием, пособиями, игровыми материалами.
Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.
РППС должна удовлетворять потребности:
- в общении;
- в движении;
- в познании.
Основными характеристиками РППС являются:
- разнообразность;
- доступность;
- зонирование.
Роль среды в развитии деятельности прослеживается на примере ее основных функций:
- развивающей;
- организующей;
- воспитательной.
Организуя предметную среду в группе, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, показатели эмоциональной сферы.
РППС строится в соответствии с календарно-тематическим планированием, которое составлено на основе общеобразовательной программы, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей
При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в предлог ФГОС ДО.
РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной.
Для эффективного и удобного использования все пространство группы делится на зоны (центры) с помощью различных элементов – могут быть использованы передвижные ширмы, различное игровое оборудование, мягкие модули, символы и знаки, возвышенности и так далее. Но, вместе с тем, 1/3 пространства должна быть свободна для организации игр.
Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечить свободные и безопасные передвижения детей. Не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других.
«Тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу. Среда должна побуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них и, вместе с тем, окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости гасить такую активность, давать возможность отдохнуть.
Материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей включены во все центры. Все материалы размещены на уровне глаз ребенка.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходимо обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательны, начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного. Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
За основу построения РППС в ДОУ компенсирующего вида можно взять принципы построения среды общеразвивающего учреждения, но содержательная среда и средства ее организации должны подчиняться коррекционно-развивающим условиям и задачам.
В целом, дети с ЗПР имеют немного отличий в образовательных потребностях по сравнению с обыкновенными детьми, но все эти потребности есть и учет необходим для их успешного развития.
При организации коррекционно-развивающей среды, важно учитывать:
- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
- специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;
- соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды, познавательным и коммуникативным возможностям детей;
- обеспечение коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
- организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды;
- меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением вспомогательных средств, дидактических материалов в коррекционных ситуациях.
Обязательное наличие в группах уголков отдыха для зрительного и физического расслабления детей, где имеются ковровое покрытие спокойного тона, мягкая детская мебель, «сухие» аквариумы, магнитофонные записи со звуками природы.
Приветствуется наличие в группе индивидуального авторского пространства («мой секретик») для хранения своих секретов, игрушек и каких-либо личных вещей, что немаловажно для детей с ЗПР.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми пастельными тонами.
Кроме того и другие цвета оказывают благотворное влияние на организм ребенка (хромотерапия). Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР, так как многие дети имеют диагноз невролога.
Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.
Таким образом, создание предметно-пространственной среды – обеспечение возможности педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня развития и активности.
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико - психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.