Галина Сафронова
Проектирование уроков теоретического и производственного обучения
▼ Скачать
ВВЕДЕНИЕ
Одной из профессиональных задач преподавателя или мастера производственного обучения является организация учебной деятельности в образовательном процессе.
Можно выделить три этапа любого профессионального действия, в том числе и педагогического. Это три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный. В педагогической деятельности – это:
1. Проектирование учебной деятельности, включая прогнозирование результата, т. е. постановку целей.
2. Непосредственно организация учебной деятельности.
3. Оценка результата учебной деятельности и анализ.
Публикация «Проектирование уроков теоретического и производственного обучения» размещена в разделах
Так как основной формой процесса обучения является урок, то рассматривая с точки зрения деятельностного подхода можно утверждать, что урок это определенный вид деятельности педагога и обучаемого. Следовательно организация урока как вида деятельности предусматривает все три вышеописанных этапа. Остановимся на одном из них – подготовительном. Подготовительный этап в данном случае – это проектирование урока.
ПРИНЦИПЫ ПРЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ТЕОРИТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Организация освоения знаний путем рассмотрения условий их происхождения и развития.
2. Приоритет дедуктивного способа усвоения знаний перед индуктивным.
3. Определение места рассматриваемых понятий во всей системе профессионального образования.
4. Формирование умений оперировать теоретическим материалом на практике, а так же умениями мысленно выполнять предметные практические действия.
Типовая схема учебного занятия
1. Постановка целей и задач
Исходя из общественно-государственного заказа, педагог прогнозируя результаты своей деятельности определяет для себя задачу – максимально приблизиться к модели выпускника учебного заведения. А неотъемлемым компонентом модели, предполагаемой любым автором является профессионально обученная личность.
Государство осуществляет свой заказ через государственный стандарт, который педагог обязан реализовать в процессе учебной деятельности. Стандартом определены рамки минимальных требований к содержанию, следовательно заданы цели по содержанию (необходимый перечень дидактических единиц) и уровню подготовки (требования к знаниям, умениям и навыкам).
Таким образом, педагог, определив место преподаваемой им дисциплины в контексте с другими дисциплинами профессионального, общепрофессионального или академического типа формулирует учебную цель для дисциплины в целом и для каждого учебного занятия в отдельности, т. е. прогнозирует ожидаемый результат.
Но кроме государства, заказ осуществляют общество, родители, работодатели и др., и у всех у них свои различные цели. Педагог должен объединить их и трансформировать в триединую задачу – обучение воспитание и развитие. Следовательно, проектируя учебное занятие, педагог должен ставить на ряду с учебными целями, воспитательные и развивающие.
К воспитательным целям относятся:
- воспитание эмоционально-личностного отношения к различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, образовательному учреждению, изучаемому предмету, родителям, природе, самому себе, искусству и т. д. ;
- формирование личностных качеств: коллективизма, патриотизма, гуманизма и т. д. ;
- формирование потребности в учении, намерений к овладению общественным опытом;
- формирование мотивированного положительного отношения к будущей профессиональной деятельности;
- воспитание толерантности.
К развивающим целям относятся:
- формирование познавательных процессов через ощу-
щения, восприятие, память, воображение;
- развитие мышления;
- развитие интереса к изучаемому предмету, к профессии, к окружаемому миру и др.
2. Актуализация ранее изученного материала
Педагог должен помочь обучаемым включиться в работу, разбирая ряд вопросов на повторение, акцентируя внимание на связи уже изученного материала и предстоящего изучению на данном уроке. Большой эффект дает создание проблемных ситуаций, решение которых возможно после изучения нового материала.
Этот прием обеспечивает мотивацию профессиональной деятельности, если указать на связь изучаемой темы урока и профессии. На мотивацию работают примеры, приводимые педагогом, формирующие положительное отношение к будущей профессии посредством содержания темы урока.
3. Презентация нового материала
Учитель передает основную информацию обучаемым, выбрав средства обучения. Средства обучения – это средства выражения содержания обучения, которые используют прежде всего для непосредственной передачи учебной информации, а также для управления процессом обучения. В зависимости от выбранных методов обучения (словесный, наглядный, практический, можно использовать следующие методические средства:
- учебно-методическая литература;
- учебно-наглядные пособия;
- средства контроля.
Кроме предоставления информации, педагог структурирует и систематизирует материал таким образом, чтобы обучаемые могли использовать его.
4. Практика под руководством педагога
Педагог может подобрать небольшие практические задания для установления обратной связи. Это дает возможность своевременно обнаружить проблемы в усвоении материала и закрепить знания на начальном этапе. Этот прием достаточно хорошо рассмотрен в описании методики ориентированной на действие.
5. Независимая самостоятельная практика
Самостоятельное применение полученных знаний Заключительным этапом этой работы обучаемых может быть обмен мнениями между ними.
6. Групповая дискуссия
Организуя эту работу, педагог может выявить точки зрения обучаемых, собрать и обсудить различные мнения и подвести к принятию группового решения, единственно верного. Педагог должен помочь обучаемым самостоятельно сформулировать выводы.
7. Самоконтроль и самооценка
Здесь важно для педагога иметь на уроке и предоставить обучаемым четко разработанную критериальную систему, с помощью которой обучаемые могут самостоятельно проконтролировать и оценить результат своей деятельности. По этому вопросу тоже можно обратиться к методике ориентированной на действие.
8. Подведение итогов
Здесь педагогу необходимо дать краткий анализ деятельности обучаемых на уроке и полученного результата с точки зрения поставленных целей в начале урока.
9. Домашнее задание
В связи с полученным результатом на уроке педагог может домашнее задание связать с закреплением изученной темы, с углубление знаний по изученной теме, рекомендовав или предоставив источник информации. Кроме того, педагог может дать опережающее задание к следующей теме, тесно связанной с только что изученной. В этом случае педагогу необходимо иметь несколько вариантов домашнего задания.
10. Специальное повторение
Педагог вправе самостоятельно решать с какой периодичностью проводить такого рода повторение. Это может быть один раз в неделю или один раз в месяц. Важно, чтобы это была разработанная система.
11. Контроль усвоения знаний
Периодичность контроля также педагог определяет самостоятельно. Как правило, различные виды контроля используются на каждом учебном занятии. Кроме того осуществляется промежуточный контроль, т. е. по окончанию изучения каждой темы программы. Этот вид контроля, так же как итоговый предусмотрен при разработке рабочей программы по дисциплине.
Формы проектирования урока
1. План – краткое изложение методической структуры урока. В плане фиксируются цели и задачи урока, его типы, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы.
2. Конспект- Подробное проектирование урока. В нем фиксируется не только все, что есть в плане, но и подробно излагается содержание дидактических единиц, приемы и методы каждого этапа, вся деятельность педагога и обучаемых.
3. Методическая разработка – комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока, а также описание используемых технологий.
Примерная схема плана урока теоретического обучения
1. Тема программы___
2. Тема урока___
3. Цели урока :
- обучающая___
- воспитательная___
- развивающая___
4. Тип и виды урока___
5. Методы обучения___
6. Средства обучения___
7. Литература___
Ход УРОКА
№ Этапы проведения урока Время проведения Уровень усвоения Деятельность преподавателя Деятельность обучаемых
Виды и типы уроков теоретического обучения :
- вводный;
- усвоения новых знаний и умений;
- повторения и закрепления знаний и умений;
- обобщения и систематизации;
- контроля и проверки;
- комбинированный;
- интегративный;
- нетрадиционный.
Примерная схема плана урока производственного обучения
В группе___ Профессия___
Мастер___
Тема программы п о № ___
Тема урока___
Цели урока :
-обучающая___
-воспитательная___
-развивающая___
Тип и вид урока___
Методы проведения___
Учебно-производственные работы___
Материально-техническое оснащение___
Средства наглядности и ТСО___
Литература___
Ход УРОКА
№ Этапы проведения урока Время проведения Уровень усвоения Деятельность преподавателя Деятельность обучаемых
Виды и типы уроков производственного обучения :
- вводный;
- урок упражнений в трудовых операциях и приемах;
- урок выполнения комплексных работ;
- контрольно-проверочный урок.
Структура урока производственного обучения :
1. Организационная часть.
2. Вводный инструктаж.
3. Основная часть – упражнения и самостоятельная работа.
4. Заключительный инструктаж.
Заключение
В данных методических рекомендациях рассмотрена типовая схема учебного занятия, т. е. все структурные элементы, из которых может состоять урок. При проектировании урока не обязательно присутствие всех элементов, но некоторые из них являются неотъемлемой частью (в соответствующем разделе обозначены). Рассмотрены принципы и формы построения урока, знания которых необходимы при проектировании учебных занятий. Приведены примерные планы уроков теоретического и производственного обучения.
Кроме того, приведены примеры формулирования воспитательных и развивающих целей. Указаны типы и виды уроков теоретического и производственного обучения.
Данные материалы можно использовать при планировании учебных занятий педагогом или мастером п о.
Используемая литература
1. Бадмаев Б. И. Психология и методика ускоренного обучения. Москва. Академия, 2006.
2. Байкова Л. Л., Гребенина А. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Москва. Академия, 2007.
3. Дик Н. Ф. Настольная книга мастера п о и преподавателя лицея. Москва, Академия, 2008.
4. Жуков Г. Н., Матросов П. Т., Каплан С. А. Основы общей профессиональной педагогики. Москва, 2007.
5. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения. Москва. Академия, 2007.