Соловьева Ксения Сергеевна
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Организацию развивающей предметно-пространственной среды провожу в соответствии с ФГОС ДО, возрастными особенностями детей, содержанием основной образовательной программы ДОУ и СанПиН.
Ежегодно насыщаю пространство группы необходимым оборудованием в соответствии с темой занятия, недели, решаемыми образовательными задачами, опираясь на ведущую деятельность детей раннего возраста – предметно - манипулятивную, игровыми и другими материалами, которые интересны детям группы и которые стимулируют их активность в разных видах деятельности. Эмоциональная насыщенность представлена интересными, выразительными предметами, пробуждающими детское любопытство. В интерьере группы размещаю коллажи, аппликации, композиции, созданные педагогами, родителями совместно с детьми. Использую элементы подвесной среды, позволяющие не только внести в дизайн помещения красоту и новизну, но и проводить работу с детьми по закреплению пройденного материала.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе» размещена в разделах
Систематически выявляю объекты, не востребованные детьми, стараюсь понять причину, переработать их. Востребованные объекты дорабатываю с учетом темы, интересов детей, дополняю их вариантами.
Трансформируемость пространства. Систематически изменяю предметно-пространственную среду в соответствии с комплексно-тематическим планированием, в зависимости от интересов, инициативы детей. Трансформируемость позволяет мне вынести на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости
от характера решаемых задач, где я могу создавать сферы деятельности детей по желанию, объединяя их или отделяя друг от друга. Я сама организую пространство, так как я работаю с детьми раннего возраста, учу детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учу находить место для индивидуальной спокойной деятельности, для уединения. Пространство моей группы можно условно разделить на части: рабочая зона 30%, активной деятельности 50%, спокойной деятельности 20%. Дети в этих зонах могут заниматься различными делами, не мешая друг другу, при необходимости имея возможность объединяться для совместной деятельности. Для этого в группе имеются невысокая ширма, коврики, перегородка.
Невозможно находиться в коллективе целый день, особенно если ребёнок – интроверт. Поэтому в группе имеется зона, где ребенок имеет возможность уединиться (уголок единения).
Зоны, создаваемые мной в группе, учитывают различные виды восприятия детей. Поэтому я стараюсь выстраивать зоны группы таким образом, чтобы ребёнок мог задействовать и свой основной процесс восприятия, и в то же время чтобы в освоении им действительности участвовали все процессы получения информации.
При создании зон в группе я не забываю о гендерном различии. Мальчики и девочки по-разному воспринимают мир, поэтому, учитывая их особенности, в группе имеется зона для мальчиков с машинками, детскими инструментами и зона для девочек с куклами, кроватками для кукол.
Легкая мебель, ширмы, мягкие пуфы позволяют мне изменить групповое пространство в соответствии с инициативой и настроением детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
Полифункциональность материалов. Использую различное оборудование, которое наряду с ширмами, физкультурным оборудованием, предметами-заместителями открывает множество возможностей для организации детской деятельности (самостоятельной и совместной). Детям младшего возраста подсказываю, как можно использовать тот или иной предмет в различных ситуациях. Далее дети используют оборудование в собственной интерпретации, что способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления моих воспитанников. Вариативность среды представлена наличием различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, интеграцию разных видов деятельности. Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок, празднование знаменательных дат, фотографии о достопримечательностях и известных людях, музыкальные и литературные произведения, гербарии.