Светлана Шилоносова
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги в июле этого года я проходила курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе - «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : содержание и технологии внедрения». Хочу поделиться с Вами своей итоговой работой по теме: «Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе (4-5 лет)»
Публикация «Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе (часть 1)» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
Образовательная область- Речевое развитие :
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная.
Центры, уголки, мастерские и др: «Центр книги»
Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы.
-Создавать условия для речевого развития с помощью наличия :
-Детских книг: произведений русского фольклора: частушек, потешек, песенок; народных сказок о животных, произведений русской и зарубежной классики, рассказов, сказок, стихов современных авторов; небылиц, загадок.
- Картинок на фланелеграфе.
- Иллюстраций к детским произведениям (ламинированные, игрушек, изображающих сказочных персонажей.
-Иллюстраций по обобщающим понятиям.
- Альбомов или подборок иллюстраций по темам: «Сезоны», «Семья», «Животные», «Птицы».
-Сюжетных картинок.
-Выставок: книг одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных худож-ников.
-Литературных игр, игр с грамматическим содержанием.
-Книжных иллюстраций с последовательностью сюжета сказки.
совершенствовать диалогическую и моно-логическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком,
между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать лите-ратурные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся
действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на
заданную тему.
«Уголок речевых игр»
-Создавать условия для речевого развития с помощью наличия :
- Речевых игр.
-Наглядно-иллюстративного материала по лексическим темам.
-Наглядно-иллюстративного материала по фонетическим группам.
- Сюжетных картинок для работы над фразой.
-Игрушек для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания.
-Пособий для развития зрительного и слухового восприятия.
-Пособий для развития фонематического слуха.
Образовательная область- Познавательное развитие.
Виды деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.
Центры, уголки, мастерские и др:«Центр познания (познавательно-исследовательской деятельности)»
Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы.
-Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире через внесение:
-предметных и сюжетных картинок, тематических наборов картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);
-макетов предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разных цветов, прочности, тяжести;
-пособий по краеведению (символика родного города, страны; книги, альбомы, фотомате-риалы).
- настольно-печатных игр разнообразной тематики и содержания;
- наглядно-дидактических пособий, серия «Мир в картинках».
- Способствовать формированию элементарных математических представлений через внесение наглядно- дидактического материала.
-Способствовать развитию логического мышления детей через создания условий для развивающих игр : «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграмм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Уникуб» и др.
-Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы (пособия для нахождения сходства и различия,однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине.).
-Создавать условия для развития мелкой моторики : материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застёжек, пуговицы, шнуровки, молнии); мелкая и крупная геометрическая мозаика.
«Центр экспериментирования»
-Создавать в группе развивающую предметную среду, стимулирующую исследовательскую активность (разместить дидактические игрушки, природный материал, предметы взрослого быта и др.)
- Земля разного состава: чернозём, песок, глина, камни, остатки частей растений.
- Ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.
- Стол с клеёнкой.
- Подносы.
- Клеёнчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей.
- Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы.
- Формочки для изготовления цветных льдинок.
- Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны).
-Трубочки для продувания, просовывания.
- Игрушки со светозвуковым эффектом.
- Волшебный мешочек.
- Мыльные пузыри.
- Маленькие зеркала.
- Магниты.
- Электрические фонарики.
- Бумага, фольга.
- Театр теней.
-Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей.
- Ведёрко с дырочкой на дне.
- Кулёчек с небольшим отверстием (узоры на цветной дорожке).
-Подкрашенная вода разных цветов и оттенков.
-Пипетки, краски разной густоты и насыщенности.
-Деревянные катушки из-под ниток.
-Стёкла разного цвета.
-Увеличительное стекло.
-Поролоновые губки разного размера, цвета, формы.
-Создавать ситуации для проведения самостоятельных опытов детей : набор для экспериментирования с водой: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы - орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т. д.) : набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия - совочки, лопатки, ведёрки, грабельки.
«Центр природы»
Создавать условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней., а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.
-Макеты природно-климатических зон.
-Макет-панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью».
-Коллекции камней, ракушек, семян.
-Игротека экологических развивающих игр.
-Библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии.
-Иллюстрации с изображением признаков сезона : о состоянии живой и неживой природы, об особенностях явлений погоды, о типичных видах труда и отдыха.
-Растения ближайшего окружения.
-Растения, требующие разных способов ухода.
-Цветущие комнатные растения (3—4).
-Растения, характерные для всех времён года.
-Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко, редис).
-Календарь погоды.
-Календарь природы.
- Дневники наблюдений.
- Инвентарь для ухода за растениями и животными (лейки, брызгалки, салфетки, щёточки- кисточки, палочки с заострёнными концами, совки).
- Зелёный огород (выращивание корма для животных).
- Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
- Модели для обобщения объектов природы по определённым признакам.
- Условные обозначения.
- Крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
- Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.
- Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цвет-ника, луга, леса, парка, кустов, деревьев, трав.
-Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цве-ток, плод).
- Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети.
- Иллюстрации с изображением различных сред обитания : наземной, воздушной, водной.
-Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш).
- Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева и размеров.
- Кормушки и корм для птиц.
- Иллюстрации с изображением животных (домашних и диких, жарких стран, севера, птиц (перелётных, зимующих, кочующих).
- Дидактические игры на основные правила поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.
- Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам» :
- Зима. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Осень. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Весна. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Лето. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Родная природа. - М. : Мозаика-Синтез,
2005.
- В деревне. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Времена года. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
-Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» :
- Животные жарких стран. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Животные средней полосы. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Насекомые. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Арктика и Антарктика. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Собаки - друзья и помощники. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
«Центр конструирования»
Создать условия для конструктивной деятельности детей через наличие :
- конструкторов разного размера;
-мягких (поролоновые) крупных модулей;
-фигурок людей и животных для обыгрывания: наборов диких и домашних животных и их детенышей; игрушечных птиц (зоопарк, птичий двор, рыбок, насекомых, людей и т. д;
-образцов построек различной сложности;
-игрушек бытовой тематики;
-природного и разнообразного полифункционального материала: шишки, бруски и т. д;
-крупных и мелких объёмных форм (бруски, кирпичи, призмы, цилиндры, перекрытия);
-тематических конструкторов (деревянных, пластмассовых, металлических);
-природного материала (сучки, плоды, шишки и т. д., клей, пластилин, бумага;
-строительного материала из коробок разной величины;
-напольного конструктора (крупный строительный материал из дерева, к нему для обыгрывания - крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником) : автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т. д;
-настольного конструктора (мелкий строительный материал из дерева, к нему для обыгрывания - мелкие транспортные игрушки; сюжетные фигурки для обыгрывания