Наталья Ковальчук
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги Вашему вниманию представлен доклад на тему: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута»
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.
Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ» размещена в разделах
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:
• Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе.
• Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.
• Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.
• Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Разработка ИОМ
ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
• принцип соблюдения интересов ребенка;
• принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира, сообразно своему возрасту.
• принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.
• Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
ИОМ должен иметь цель
Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ
Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
2. Содержательная часть ИОМ
• Анамнез
o общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад);
o характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
o краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т. д.
• Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
o показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);
o показатели уровня усвоения ребенком программного материала;
o уровень готовности ребенка к обучению в школе;
o выявление индивидуальных склонностей ребенка;
• Коррекционная (развивающая) работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками;
• Индивидуальная сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5);
• Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.
Родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.
• Контролирующая часть структуры ИОМ:
o Текущий контроль
o Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы)
o Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка
• Корректировка ИОМ
Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
• Организационно – педагогические условия
o Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.
o Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.
• Формы реализации ИОМ
o Фронтальная работа
o Подгрупповая работа
o Индивидуальная работа
• Индивидуальный подход в организации среды:
• Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;
• Создание уголков для уединения;
• Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка;
• Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей.
Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом :
• определение потребностей и мотивов;
• постановка цели;
• разработка содержания; определение технологического инструментария;
• определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;
• определение условий, обеспечивающих достижение цели;
• обсуждение результатов и корректировка. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.